12 Апреля, 2019 < назад вперед >

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЗНАКОВ РИСКА ДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Использование в речи лозунгов и политических кричалок

• «Свобда или смерть»
• «Мы отрицаем государство, потому что государство отрицает свободу»
• «Анархия — мать порядка!»
• «Собственность — это кража»
• «Буржуев - на нары, рабочих - на Канары!»
• «Борись за класс, а не за расу!»
• «Власть рождает паразитов»
• «Ешь богатых»
• «Жизнь, порядок - анархия»
• «Запрещено запрещать»
• «Мир, созидание - анархия»
• «Мир народам, война властям!»
• «Начальник нуждается в тебе, ты не нуждаешься в начальнике»
• «Наша родина-весь мир, наш закон-свобода!»
• «Наше решение - самоуправление!»
• «Не верь. Не бойся. Не проси»
• «Не выбирай кого-то - решай сам»
• «Убей в себе государство!»

ПРИЗНАКИ УЧАСТИЯ В ГРУППАХ, ПОСВЯЩЁННЫХ ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: ШОК-КОНТЕНТ, УБИЙСТВА, СЕРИЙНЫЕ УБИЙСТВА

ПЫТКИ

Девиантное поведение — отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм поведение.
Девиантное поведение является объединяющей темой всех деструктивных групп. Оно может быть характерно как деструктивных движений, так и для популярных групп в целом. Девиантное поведение социальных медиа основано на желании выделиться, быть «не таким как все», и для этого выбираются группы содержащие такие материалы, которые большинство людей не могут воспринимать в виду отвращения, страха, жалости и т.п. Девиантные группы зачастую публикуют информацию определенного направлений, однако, именно через них возможно мигрировать из одного направления в другое. Основные опасности девиантного поведения:
Вовлечение в уголовную преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство, терроризм, вандализм и др.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Характерные взгляды и мнения

• Высказывает одобрение и сочувствие убийцам, маньякам, преступникам;
• Интересуется материалами с шок-контентом: убийствами, самоубийствами, происшествиями, терроризмом, пытками, изнасилованиями, живодёрством;
• Имеет кумиров: знаменитые преступники, маньяки, убийцы, террористы, диктаторы, злодеи из фильмов; • Называет себя антигероем или злодеем;
• Интересуется оружием, возможно, носит его с собой;
• Выражает желание поучаствовать в чем-то шокирующем и ужасном;
• Проявляет интерес к экстремизму, национализму, радикальности взглядов;
• Проявляет интерес к массовым убийцам, предпринимает попытки подражания им; интересуется взрывчатыми веществами, взрывами, поджогами;

Эмоциональные отклонения

• Эмоциональные нарушения, проявляющиеся в неадекватной реакции на эмоционально заряженные ситуации, например: радуется плохому, грустит от хорошего;
• Проявление психических отклонений, проявления депрессии и суицидального поведения;
• Проявление в поведении склонности к насилию любой направленности: оскорбляет окружающих, причиняет физическую боль, бросает друзей в опасности, подстрекает окружающих к риску.

Социальные отклонения и характерное поведение

• Имеет малое количество друзей, нежелание завести дружбу;
• Имеет в окружении людей со схожими признаками риска;
• Использует предметы как оружие: линейка, ручка, тяжёлые предметы;
• Проявляет жестокость к детям и животным.

Лингвистические признаки

ПРИЗНАКИ УЧАСТИЯ В ГРУППАХ СКУЛШУТИНГА

Скулшутинг — это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Зачастую скулшутингом называют массовый расстрел на территории учебного заведения, совершенный учащимся. Однако для скулшутинга характерно применение не только огнестрельного оружия, но также холодного оружия, взрывчатых веществ, арбалетов, бит и т.п.
Скулшутинг, по результатам исследований Департамента образования США, является актом ухода из жизни (суицидальное поведение). Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%). Подростки, совершающие скулшутинг, таким образом пытаются справиться с трудностями, подведя итоги жизни, отомстив и оставив после себя след в истории.
Основные опасности скулшутинга: вооруженное нападение, убийство, массовые убийства, поджег и подрыв, самоубийство.

Внешний вид

• Подражание скулшутерам во внешнем виде (одежда, прически, аксессуары), в речи (ключевые фразы и лингвистические особенности), в мимике и жестах, в поведении (режим дня, увлечения, симпатии/антипатии и т.п.)
• Использование нацисткой, фашисткой и сатанинской символики.

Характерные интересы

• Проявляет интерес к скулшутингу, скулшутерам, убийствам и убийцам;
• Признается в любви или выражение эмпатии убийцам; Имеет большое количество аудиозаписей, характерных для культуры скулшутеров: Foster the People – Pumped up Kicks, Rammstein, KMFDM и другие. • Имеет глубокие знания о скулшутинге, насилии, личности убийц: дневниковые записи, записи из медицинских карт, фото из семейного архива, подробное описание последовательности событий преступления; тип оружия, предпочтения в еде;
• Активно реагирует на информацию, посвящённую скулшутингу, скулшутерам, убийствам и убийцам;
• Интересуется материалами с шок-контентом: убийства, самоубийства, происшествия, терроризм, пытки, живодёрство;
• Интересуется информацией, содержащей описание методов и способов убийства/ насилия/самоубийства/изготовления оружия и взрывчатки;
• Оправдывает убийства и убийц, выражает мысли о красоте убийства;
• Выражает ненависть к конкретному человеку / группе людей / организации / социальному слою, угрожает или выражает желание нанести вред;
• Присоединяет себя к списку скулшутеров, совершивших нападение ранее.

Характерное поведение и социальные отклонения

• Создание псевдонима с личными данными убийц и скулшутеров;
• Наличие в окружении друзей увлекающихся скулшутингом, насилием, убийствами и убийцами;
• Посвящение собственного творчества скулшутингу, скулшутерам, убийствам и убийцам;
• Участие в ролевых играх, касающихся тем скулшутинга, насилия и личности убийц;
• Использование сленга поклонников скулшутеров и убийц;
• Интерес к оружию и, возможно, ношение оружия;
• Использование предметов как оружия: линейка, ручка, тяжелые предметы;
• Распространение материалов о скулшутинге, скулшутерах, убийцах;
• Малое количество друзей, отсутствие желания завести дружбу;
• Наличие признаков выраженной депрессии и суицидального поведения;
• Наличие признаков склонности к насилию, наркомании, суицидального поведения, экстремизма и терроризма;
• Выражение желания нападения на школу;
• Угрозы убийства / расстрела / подрыва одноклассникам, учителям, другим людям;
• Историческая реставрация событий, предшествующих нападению, или проигрывание самого нападения в реальности;
• Прямое предупреждение окружающих о подготовке нападения;
• Призыв других людей к совершению нападения, поиск соучастника или оказание поддержки на этапе планирования другим потенциальным скулшутерам;
• Публикация в социальных медиа сообщения с датой, ключевой фразой или другим неочевидным намеком на будущее событие с использованием характерных смайликов оружие, черепа и других, или в сочетании с другими признаками риска.

Лингвистические признаки


ПРИЗНАКИ УЧАСТИЯ В ГРУППАХ НАРКОМАНИИ

Культура наркомании — культура распространения и потребления наркотиков, образа жизни наркоманов и дилеров наркотиков. В настоящее время Интернет является основным каналом распространения как информации о наркотических веществах, так и самих наркотических веществ. При этом социальные сети играют ключевую роль как в первом, так и во втором случае. Подростки легко принимают культуру наркомании в социальных сетях, так как данная культура является частью современной поп-культуры, продвигаемой в молодежной среде. Популярные артисты часто предстают в образе наркоманов, которые ведут успешный и веселый образ жизни, имеют материальные блага и значимые социальные связи (романтические отношения с моделями, дружбу с бизнесменами и спортсменами и т.п.). В распространении культуры наркомании практически никогда не встречается информация о последствиях употребления наркотиков, фото реальных наркоманов, статистика смертности. В социальных медиа создается образ наркомана, как успешного высокоморального и высокоразвитого человека, ведущего легкую и беззаботную жизнь, наполненную удовольствиями. Ключевой образ наркомании в социальных сетях - вечная молодость.
Основные опасности культуры наркомании:
распространение наркотиков, потребление наркотиков, кражи, проституция, самоубийство, алкоголизм.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Семантика


• Использование символики наркомании в одежде, вещах:
• Интерес к наркотикам и наркотическим средствам;
• Знание названий нераспространенных наркотических средств, например, альфапродин, крокодил, этизолам;
• Использование сленга наркоманов, например, слов: гидра, закладка, кладмен, гаштет, баш, ханка, забуторить.

Неадекватность эмоциональных реакций

• Неустойчивое эмоциональное состояние, в частности, периодическая депрессия;
• Грубость, резкость, конфликтность, нервность;
• «Выпадение» из реальности, без возможности привлечения внимания внешними стимулами.

Необычные проблемы со здоровьем

• Отсутствие аппетита или повышенный аппетит;
• Резкое снижение веса, не связанное с другими причинами;
• Частые носовые кровотечения без наличия соответствующих заболеваний;
• Тремор, потоотделение, одышка, не связанные с другими признаками;
• Физиологические маркеры употребления наркотиков. Индивидуально для каждого наркотического средства: расширенные/суженные зрачки, сухость губ, бледность кожных покровов.

Отклонения и необычное в поведении

• Употребление таблеток без предписания врачей;
• Частые немотивированные прогулы школы;
• Вымогательство или частое одалживание денег у окружающих, зачастую без возврата;
• Появление денежных средств из неизвестных источников;
• Поиск спрятанных предметов в неожиданных местах, или «закладка» предметов в неожиданных местах;
• Скрытное поведение;
В окружении есть люди со схожими признаками поведения.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях осуществления безопасного взаимодействия с подростками, проявляющими признаки вовлечения в деструктивное движение, рекомендуется:

1. Общие требования безопасности. Усиление охраны и тщательная проверка на предмет наличия всех видов оружия, любых колющих и режущих предметов, взрывоопасных веществ, любых самодельных предметов и инструментов для их создания (изолента, веревка, гайки и гвозди, и т.п.); рекомендуется усиление техники безопасности с колюще-режущими предметами (канцелярские ножи, ножницы и т.п.);
2. Инструктаж учителям на предмет выявления признаков риска в поведении учеников;
3. Привлечение специалистов. Привлечь штатного психолога к анализу учеников учебного заведения на предмет наличия признаков риска в поведении;
4. Групповые занятия. Организовать групповые тренинги с штатным психологом для подростков из группы риска (при наличии соответствующих компетенций у психолога);
5. Наблюдение. При обнаружении признаков риска поведения у ученика установить за ним очевидное наблюдение на весь год;
6. Исключить профилактические беседы администрации школы с учеником и его родителями по факту обнаружения признаков риска поведения у ученика (не допускать к ученику с выявленными признаками риска специалистов, не имеющих психологического образования и опыта/знаний в сфере взаимодействия с подростками с аналогичным риском поведения);
7. Поддержка учеников. Исключить возможность борьбы и противостояния учеников с администрацией учебного заведения. Учебное заведение должно быть на стороне ученика;
8. Дополнительные возможности для психологической разгрузки и отдыха учеников на территории учебного заведения (комнаты отдыха и игровые комнаты);
9. Выработать процедуры борьбы с травлей. При обнаружении травли, не пытаться это решить публично со всем классом. Первым шагом нужно поговорить с жертвой и с теми, кто на них нападает. Вторым шагом оказать поддержку жертве, применить жесткие санкции против нападающих. Третьим шагом помочь жертве в адаптации к коллективу. Все этапы должны проводиться психологом, возможно участие завуча.
10. Санкции против травли учениками (как на территории школы, так и за ее пределами);
11. Выработать процедуры «присоединения». При обнаружении признаков участия в деструктивном движении не стоит пытаться сразу переубедить подростка. Первым шагом является присоединение. Без осуждения и угроз нужно узнать, почему подростку нравится это движение, что он ожидает получить от него. Вторым шагом необходимо установить существующие ресурсы, способные решить проблемы подростка и удовлетворить его потребности. Помощь подростку должна быть оказана с позиции сопровождающего (старшего товарища, наставника), а не с позиции обвиняющего и контролирующего. 12. Процедура быстрого реагирования. При обнаружении признаков высокой готовности к совершению деструктивного деяния, подростка необходимо изолировать от других детей, затем привлечь специалистов (психолог, психиатр, полицейский, нарколог и т.п.);
13. Оценка уровня готовности к совершению деструктивного действия. Всего существует три уровня готовности: первый - размышление о возможности; второе - формирование желания, третье - планирование, затем - совершение.
а) На уровне размышлений о возможности совершения деструктивного деяния поведенческие признаки участия в течении единичны, подросток говорит о том, что возможно он когда-нибудь попробовал такое; или размышляет о возможности того, что подобный инцидент может произойти поблизости.
б) На втором уровне поведенческие признаки становятся выраженнее, подросток говорит, что сам хочет сделать так; хочет попробовать; сделает, как только будет возможность.
с) На третьем уровне присутствует многие из поведенческих признаков, подросток сообщает об инциденте, в будущем совершенном «когда я вас расстреляю», «вот когда я буду закладывать наркотики», или сообщает о подготовке к инциденту напрямую.
14. Процедуры нейтрализации деструктивных намерений на разных этапах:
а) На этапе размышления о возможности необходимо разъяснять подростку негативные последствия такого поведения, аккуратно переключить внимание на другую сферу.
б) На этапе формирования желания необходимо разъяснить негативные последствия такого поведения, а затем, используя имеющиеся ресурсы, приступить к решению проблем подростка, оказывать ему сопровождение.
с) На этапе планирования необходимо сказать о негативных последствиях такого поведения, а затем, используя ресурсы, помочь в решении проблем подростка и поставить его на учет психолога для коррекционной работы.

Скачать документ полностью и бесплатно



ГЛАВНОЕ

Главное во всём этом – РОДИТЕЛИ детей.

Если Родители постоянно «мониторят» ситуацию, подглядывают в телефоны и компьютеры, всматриваются, чем и как дышит их ребенок. То они в состоянии заметить именно те самые первые звоночки, о которых шла речь выше и только именно в самом начале, они могут всё исправить. Как правило, на последующих этапах, вернуть ребенка в адекватную информационную среду будет не то что тяжело, а практически не возможно. Психологи, наказания и милиция будут лишь прикрытием и формами специфической изоляции, дабы не было проблем именно сейчас и именно для них.