Глава 0__Глава 10

10.8.6. Импринтинг

См. слово Психика

См. слово Воспитание

См. слово Учитель Педагог

Импринтинг (англ. imprinting, от imprint — отпечатывать, запечатлевать), запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам.

Импринтинговая составляющая психики – это эффект первого впечатления, неизгладимый во многих случаях эффект. Если говорить образно, то можно её связать с поговоркой:

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Суть импринтинга в том, что первое соприкосновение индивида с тем или иным явлением оставляет неизгладимый след в его психике, который оказывает влияние на всю последующую жизнь. Потому, что в результате импринтинга, связанное с ним жизненное явление и впечатление от него, сформированное в психике, в дальнейшем является активатором определённых программ поведения, либо становится внешним стимулом к их формированию и действиям индивида на их основе.

Так, первый движущийся предмет, который видит утёнок, вылупившийся из яйца, становится для него «мамой-уткой». И в дальнейшем, психику утёнка «перепрограммировать» на иную реальную или подставную «маму-утку» не удаётся.

Психике человека также свойственна импринтинговая составляющая. В частности, как заметил Г.А. Шичко, «алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, а с первой увиденной рюмки, которую пьёт папа или мама».

Приведём пример, показывающий действительное наличие импринтинговой составляющей в психике людей.

В постсоветские времена на ВДНХ был проведён такой эксперимент.

В одном из ларьков было представлено мороженое, произведённое по двум рецептам — советской эпохи (натуральные сливки, никаких искусственных красителей и стабилизаторов, заменителей сахара и т.п.). И по рецептам наших дней (соевое или сухое молоко, пальмовое масло, заменители сахара, искусственные красители, стабилизаторы, вкусовые добавки и усилители вкуса). Посетителям предлагали попробовать и то, и другое мороженое, после чего они должны были дать оценку обоим сортам.

Опрошенные разделились на две группы:

  • Те, кто приобщился к потреблению мороженого в советские времена, большей частью отдали предпочтение советскому мороженому.
  • А те, чьё детство пришлось на постсоветскую эпоху, вследствие чего они приобщились к потреблению мороженого, изготовленному на основе достижений «пищевой химии», — большей частью отдали предпочтение мороженому, произведённому по постсоветской рецептуре.

Однако, компоненты импринтинговой составляющей в психике людей, хотя наличествуют, но в процессе выработки и осуществления линии поведения доминируют не всегда и не безальтернативно.

Есть мнение, что импринтинговая составляющая психики человека формируется на протяжении всего времени, пока идёт построение новых структур головного мозга. В частности, родной язык ребёнок усваивает в раннем детстве на основе автоматики механизма импринтинга, которая достаточно функциональна для того, чтобы ребёнок во многоязыковой культурной среде мог освоить и не смешивать друг с другом несколько языков одновременно. Освоение иностранных языков в более взрослом возрасте уже мало связано с автоматикой импринтинга и основывается на иных процессах в психике индивида.

Импринтинговая составляющая двойственна по своим проявлениям:

  • с одной стороны, она не является врождённой, она культурно обусловлена и обладает индивидуальным своеобразием в психике каждого вследствие особенностей жизни (обстоятельств и отношения к ним) каждого;
  • с другой стороны, после того, как её компоненты сформировались, на протяжении всей последующей жизни они почти столь же неизменны, как и врождённая составляющая (безусловные рефлексы и инстинктивные программы).

Вследствие таких её свойств существует поговорка «учение в детстве — резьба на камне, учение в старости — письмена на песке».

По сути, Импринтинг это впечатление (нечто запечатлившееся в личностной психике), в большинстве случаев, связанное с первым попаданием в определённые ситуации, в результате чего в психике формируется тот или иной автоматизм восприятия действительности и отношения к ней или соответствующий навык. Импринтинговая составляющая психики формируется большей частью в раннем возрасте, а отчасти — в пренатальный период, вследствие чего психологи в большинстве своём имеют с нею дело не в процессе её формирования, а когда она, сформировавшись, уже действует в психике личности. Последствия импринтинга психологией оцениваются как в большинстве своём необратимые. Иначе говоря, они не всегда исправимы, т.е. не всегда могут быть «стёрты», заблокированы, переоценены и замещены другими информационно-алгоритми­чес­кими модулями. Причины этого могут лежать отчасти в природе (механизме) самого импринтинга, а отчасти — в неумении людей выявить и изменить его последствия.

Если говорить конкретно, то весь негатив от злонравия который был занесён в результате этого механизма невозможно исправить без подъёма строя психики до уровня «Человек» и не освоив методик по личной и осознанной правке психики в сторону добронравия без выхода за пределы шести объективных закономерностей.

По большому счёту, импринтинговая составляющая это своего рода связующее звено между врождённой и культурно обусловленной составляющими психики каждого индивида. С одной стороны импринтинг как механизм запрограммирован генетически. То есть, это врождённая способность, хотя и реализуется большей частью в определённый возрастной период, а не на протяжении всей жизни. А с другой стороны это та информация и алгоритмика, которая становится импринтинговой составляющей психики личности, которая обусловлена культурой, в которой происходит личностное становление индивида.

Ещё импринтинговая составляющая психики характерна тем, что она у каждого человека своеобразная. Даже у рождённых одновременно близнецов однояйцевых, которые генетически идентичны друг другу, у которых, в общем-то, более-менее одинаковое духовное наследие, в силу особенностей биографии каждого из них, импринтинговая составляющая будет обладать определённым своеобразием.

Импринтинговая составляющая по своему характеру двоякая.

С одной стороны, она не генетическая, и это делает её частью культурно-обусловленной, индивидуальной составляющей психики, – не врождённой, а адаптивной. Но с другой стороны, эффект первого впечатления, его неизгладимость, во многих случаях, это приводит к тому, что в поведенческих реакциях, – она работает также безальтернативно, как врождённая составляющая психики, т.е. безусловные рефлексы и инстинкты. Поэтому, исходя из этого различия импринтинговой составляющей от всего остального, что есть в психике надо подходить к тому, как её выявить, как её анализировать, и что с ней делать?

Первое состоит в том, что она действительно необходима, потому, что механизм импринтинга, – он позволяет очень быстро осваивать колоссальные массивы информации. Ребёнок осваивает родной язык, а в многоязыковой среде и другие языки, именно на основе импринтингового механизма. А когда мы пытаемся уже во взрослом возрасте учить иностранные языки, то импринтинговой механизм уже не работает или мы не можем его подключить к этому процессу, поэтому изучение иностранных языков сопряжено для большинства людей с трудностями, которые не все могут преодолеть. И с этим же связана поговорка, которая есть на Востоке:

«Учение в юности – резьба по камню, учение в старости – письмена на песке».

Поэтому относиться к импринтинговой составляющей следует как к данности.

Другой вопрос, что в импринтинговую составляющую в порочной культуре попадает много чего такого, чего не должно бы было быть в психике, ну, скажем так, нормального человека. На эту тему, по-моему, Шичко сказал, что алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, алкоголизм начинается с первой рюмки, которую ребёнок увидел в руках родителей. Если ребёнок увидел эту самую первую рюмку в руках родителей, то пошёл импринтинговый механизм работать, и зафиксировался шаблон поведения, что выпить можно, потому что в раннем детстве родители пользуются безоговорочным доверием со стороны детей. Поэтому импринтинговая составляющая большинства, – она действительно заражена многими неправильными и в этическом отношении, и в физиологическом отношении программами поведения.

Выявить их можно, анализируя своё собственное поведение, анализируя своё устремление. А дальше отношение к ней простое. Потому что если вы поняли, что чего-то из импринтинговой составляющей выползает такое, что вам мешает жить, дискредитирует вас в глазах окружающих и наносит ущерб вашему телесному и психическому здоровью, то дальше должна быть Воля, для того, чтобы сказать импринтинговым программам такого рода «Цыц!». После чего надо выработать альтернативу им, которая бы в ситуациях-раздражителях автоматически отрабатывалась бы взамен первоначальной импринтинговой программе.

То есть это всё вещи, которые требуют внимательного отношения к себе самому и творческого отношения к своему будущему.

Небольшое дополнение.

Волчонка очень легко приручить, отняв его от волчицы до начала “критического” периода, в возрасте до 12 недель, немного далее уже труднее, а затем и невозможно.

У собак период критический период первичной социализации длится с 2,5 до 14 недель, после чего развивается пассивно-оборонительная реакция. По другим данным, у собак этот период, когда возможен импринтинг, длится от 19,5 дней до 12 недель после рождения, затем реакция на незнакомых животных становится пассивно-оборонительной

У человека период для первичной социализации длится с двух до пяти-шести месяцев, когда ребенок тянется к любому незнакомому человеку и улыбается, что затем сменяется страхом перед незнакомыми лицами. Известно, что в возрасте до пяти-шести месяцев ребенок в условиях госпитализации легко привыкает к матери или лицу, ее заменяющему, причем отрыв от этого лица впоследствии приводит к тяжелым и продолжительным нарушениям психики.

См. дополнительные пояснения.

Литература:

/414_Импринтинг/

Видео:

/8164_Дети и главное/

/898_Воспитание под копирку это главное/

***

Таблица для завершающей тренировки

См. пояснения по таблице.

Текст в курсе:

/Глава 9.2. Завершающая тренировка/

/Глава 10.0. Пояснение к словарю/

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *