Глава 3__Глава 3.9__Глава 3.9.4.

3. 9. 4. 4. Обобщение

Любые обобщения можно представить как нахождение неких связей между рассматриваемыми нашими предметами или явлениями. Эти связи бывают разные. Самые основные такие связи можно представить через рисунок расположенный ниже.

Существует, так сказать, внутреннее обобщение и внешнее обобщение.

Внутреннее обобщение это когда мы у двух сравниваемых предмета или явления пытаемся найти простые связи по МИМ.

К ним относятся обобщающие связи

№ 1 – Совместимые как Равнозначные (тождественные).

№ 2 – Совместимые как Перекрещивающиеся.

№ 5 – Несовместимые как Противоположные.

№ 6 – Несовместимы как Противоречащие

Внешнее обобщение это когда мы у двух и более предметов или явлений пытаемся найти уже иерархические связи по МИМ. То есть, наши два исследуемых образа мы пытаемся не просто сравнить, но и найти их возможные подчинённые связи и выстроить исходя из этого, некую иерархию подчиненности между ними.

К ним относятся обобщающие связи

№ 3 – Совместимые как Подчиняющиеся и подчиненные

№ 4 – Несовместимые как Соподчиненные

Подробнее вопрос по внешним обобщениям будет рассматриваться в пункте «Классификация», на данном этапе нам необходимо наработать лишь начальный навык нахождения внутренних и внешних обобщений.

Для этого мы берём нашу уже хорошо известную нам таблицу № 1 из раздела «Анализ», в которой мы каждое слово разобрали на Материю, Информацию и Меру.

Таб. 3. 9. 4. 4. -1 аналог Таб. 3. 9. 4. 2. -3 (краткая)

И придумываем к каждому слову соответствующее слово из своего воображения, по схемам возможного соответствия нашего верхнего рисунка исходя из своего словарного запаса и мировоззрения. При этом заполняем представленную ниже таблицу № 4. То есть, берём слова по порядку и к каждому слову находим любое подходящее слово по своему желанию из своей «головы», у которого МИМ по любому критерию будет соответствовать МИМ начальному слову исходя из возможных связей по нашим схемам обобщения №1, №2, №3, №4, №5, №6.

По сути, мы исходя из МИМ каждого слова, придумываем подходящее «слово – пару» для осуществления соответствующих обобщений по указанным схемам и правилам, при этом заполняем соответствующие ячейки в новой нижней таблице.

Для № 1 (равнозначные обобщения) находим рабочие пары слов, которые обозначают как бы один и тот же предмет или явление. Город Москва – Столица Родины. Квадрат – Равносторонний прямоугольник. Луна – Спутник Земли. Нам надо подключив своё воображение и все свои знания, найти к нашему слову из таблицы такое «парное» слово или словосочетание которое как бы с двух сторон рассказывало об одном и том же предмете или явлении. И для этого как говорится наш предыдущий разбор слов на МИМ нам будет в помощь. Так как именно разбор по МИМ даёт нам более полный образ слова или явления и поэтому мы можем найти другой вариант раскрытия этого образа использую совершенно другие слова.

Для № 2 (перекрещивающиеся обобщения) используем слова, которые имеют такие связи между собой, которые создают некую частную общность принадлежащую обоим словам. По сути, получается, что пара слов имеет, к примеру, некую общность по информации в виде надобности, но по материи или мере отличаются в корне. Допустим пара слов «паразиты – растения». В этой паре мы имеем то, что есть такие растения, которые паразиты, но в то же время не все растения паразиты и не все паразиты растения, так как есть паразиты в облике животных. Или пар слов «мужчина – управленец». Это обобщение указывает на то, что есть мужчины и они могут быть управленцами, но в тоже время есть мужчины, которые не владеют такими навыками и одновременно есть женщины, которые управленчески грамотнее многих мужчин. Получаем как бы неполное обобщение, у которого есть некие допущения, которые необходимо всегда учитывать. К примеру, пара «стул – пенёк», не на каждом пеньке можно посидеть и не каждый стул может дать зелёные побеги. Или «студенты – спортсмены», есть студенты, которые не спортсмены и есть спортсмены, которые далеко не студенты. И в тоже время есть третий вариант, именно спортсменов, которые учатся и являются студентами.

Для № 3 (подчиняющиеся и подчинённые обобщения) используем два варианта.

Первый вариант, когда наше первое слово является подчинённым. То есть наша задача заключается в том, чтобы найти слово, которое было бы как бы главнее. По сути, оно должно быть большой матрешкой, а наше слово из таблицы маленькой матрёшкой и принадлежать большой. К примеру, стул входит в набор кухонного гарнитура. Следовательно, имеем обобщающее слово – гарнитур. В большом круге будет слово гарнитур, а в маленьком круге, который находиться в большом круге, будет стоять слово стул. Яблоко входит в круг фруктов, а гаечный ключ в инструменты, а злость в эмоции.

Второй вариант, когда наше слово «стул» само стало главным, подчиняющим себе, и нам необходимо найти слово которое подчиняется ему. Стул – ножка стула. Отвёртка – ручка от отвёртки. Яблоко – косточка от яблока.

Для № 4 (соподчиненные обобщения) используем вариант, когда нашему слову подбирается связанное обобщение, которое так же зависимо неким общим подчинением как мы делали в пункте №3 по первому варианту. То есть, мы должны найти нашему слову такую пару, которая была бы так же подчинена нашей большой «матрёшки». В варианте про стул, будем иметь общую «матрёшку» – мебель, а наша пара будет иметь вид «стул – стол». Или если нам надо найти соподчинение для яблока, то имеем «яблоко – груша» в общности фруктов. «Гаечный ключ – отвёртка» в общности инструменты. Если надо подобрать соподчинение к слову злость, то имеем «злость – ненависть – радость в общности эмоции.

Для № 5 (противоположные обобщения) используем слова, которые имеют противоположные отношения. То есть, мы должны здесь добавлять мерные отношения. Так как именно они дают противоположность. Что бы создать противоположное обобщение необходимо наделить наше слово некой определенной Мерой и уже исходя из этой Меры, назначить некую противоположность. Большой стул – Маленький стул, Белый стул – Чёрный стул. Компьютер с большой памятью – Компьютер с маленькой памятью. Меру выбираем сами, но старайтесь для каждого слова брать Меру специфическую и разнообразную, чтобы наш столбец по этому обобщению не превратился в некий свод повторяемости – большой и маленький, сильный и слабый, белый и чёрный – используйте своё воображение и старайтесь придумать более экзотические варианты.

Для № 6 (противоречивые обобщения). В этом варианте как говорится много не нафантазируешь. Здесь мы можем использовать исключительно определенные выражения для создания противоречий. Для более выразительной тренировки добавляем к нашему предмету или явлению некое качество и уже относительно его и производим противоречивое обобщение. Типа «большой стул – небольшой стул», «кухонный стул – все остальные стулья кроме кухонного стула», «белый стул – любой другой только небелый» и так далее. Но всё же, стараемся делать некие разнообразия. Здесь необходимо делать упор именно на наше первое слово, т. е. его так преобразовывать и дополнять, чтобы возникли множественные ситуации, после того как мы создадим противоречие. К примеру, к слову обман можно добавить слова «за пять минут». В итоге получим фразу «обман за пять минут – не обман за пять минут». То есть, уже имеем некое представление, что противоречие получается именно в отрезке пяти мину, а не шести или двух. И если это условие не соблюдается, то это будет уже не обман. На первый взгляд всё просто, но именно твёрдое и автоматическое умение делать на уровне подсознания мгновенное противоречие является неотъемлемой частью очень многих алгоритмических процессов. Поэтому не ленимся и всё делаем обязательно.

Таблица № 4

Таб. 3. 9. 4. 4. -2 (кратко)

Полную таблицу для прямой работы / Таб. 3. 9. 4. 4. -2 (полная)/

Смотри в разделе /12. 6. Все таблицы в разных форматах/

Впоследствии вы можете, для того чтобы ваши навыки обобщения работали на подсознании очень быстро и вам выдавали на уровень осознанности лишь мгновенные результаты, вам необходимо довести работу с примерами обобщений до автоматизма.

То есть, после того как вы заполните новую таблицу, вам необходимо самостоятельно придумывать по 40 слов совершенно из разных областей и вписывать их в форму выше указанной таблице и уже заполнять её на время. К примеру создали 10 таблиц по 40 лов. заполнили первую таблицу и засекли время за которое вы её заполнили. После этого убрали 5 процентов по времени и попытались уложиться в отведенное уменьшенное время, заполняя следующую таблицу. И так с каждым разом уменьшаете время и пытаетесь уложиться. Ограничение по времени даёт новые нагрузки на мозг и задействует новые участки в подсознании, тем самым очень быстро нарабатываются новые автоматические алгоритмы.

Теперь немного усложним наше задание.

В предыдущем разделе «Сравнение», мы из нашей первой таблице исключили все те пары слов, которые не возможно сравнить, так как мы не обнаружили у них общего по МИМ. После чего составили новую таблицу.

Берём эту таблицу из раздела «Сравнение», и напротив каждой готовой пары в строчке, добавляем характеристику этой пары относительно того, как мы их обобщили. То есть, идентифицируем каждую пару, по какому обобщению они были подобраны.

№ 1 – Равнозначные (тождественные).

№ 2 – Перекрещивающиеся.

№ 3 – Подчиняющиеся и подчиненные

№ 4 – Соподчиненные

№ 5 – Противоположные.

№ 6 – Противоречащие

Подставляя соответствующий номер в последней колонке.

Таблица № 5

Таб. 3. 9. 4. 4. -3

Заполняем наши таблицы полностью, не ленимся, так как именно от этого и нарабатывается новый алгоритм автоматического поиска наилучших вариантов не только в различных прикладных задачах, но и по жизненным ситуациям в нашей реальности.

Небольшой Совет.

Очень хорошо тренируется навык обобщения при достаточно большом практическом решении задач и примеров по математике, физики, химии и так далее. То есть, чем больше, к примеру, в школе было проработано задач и примеров, тем лучше способность к обобщению прописалась в подсознании и тем выше интеллектуальный уровень индивида практически по любым вопросам из жизни. По сути, решение задач в школе, нарабатывает некий алгоритмический автоматизм, который потом используется человеком и в других областях его деятельности. Уровень хорошего автоматического обобщения на уровне подсознания хорошо виден у хороших учеников, которые практически интуитивно, один раз посмотрев, например, могут без множественных и упорядоченных выкладок написать решение задачи с использованием минимальных пояснений. То есть, они, мгновенно улавливают связи между необходимыми формулами и для них доставляет больших трудов всё это описывать подробно вручную, они этим тяготятся, и пишут всё очень кратко. Так как, подсознание, используя алгоритм обобщения, уже установило все необходимые связи, есть готовая цепочка, ведущая к правильному ответу, и подключение осознанности для развёрнутого описания этой цепочки, есть не что иное, как лишняя трата ресурсов, и поэтому на уровень сознания выдаётся отрицательная эмоция. Поэтому, именно этот признак есть показатель того, что у человека есть наработанный начальный навык подсознательного обобщения. Ученик, который с самого начала всё постепенно описывает, аккуратно оформляет, такой ученик работает на уровне осознанности. Да, он может решить задачу, но в последствии этот алгоритм он в жизни не сможет применить, так как, отключив внимание и осознанность после решения задачи, этот алгоритм не будет запечатлён в подсознании на должном уровне. При решении задач необходимо много думать и записывать исключительно узловые точки хода рассуждений. И обязательно работать именно с черновиком, и только после этого писать подробно и обстоятельно в чистовую форму, используя осознанность.

Из всего вышесказанного, можно сделать очень главный вывод, что в школе надо заставлять всех и вся именно решать задачи по математике, физике и химии без всякого разбора и без всяких специализаций. Не должно быть, ни каких уровней, типа базовый и специализированный, все должны уметь решать задачи самого высокого уровня. Другой подход порождает взращивание дегенератов в обществе и это вредительство, которое опускает большинство людей в средневековую психическую дремучесть и, по сути, в будущее рабство.

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *