Глава 3.9.__Глава 3.9.5.__Глава 3.9.5.3

3. 9. 5. 3. 2. Дополнение очень важное

Как небольшое дополнение и как очень важное пояснение предлагаю отрывок, почти 100 летней давности, но совершенно не утративший современной актуальности.

Да, текст с непривычки читается тяжеловато, но тот, кто смог уловить смысл, тот как говорится, прошел тест на гармоничное интеллектуальное развитие.

Из приведенного отрывка можно сделать много очень полезных выводов и про эфир и про методы познания. На мой взгляд, это просто гениальное образное представление, которое проясняется, когда мы под картиной мира первого рода будем понимать процессы логики и математики условно левого полушария, а под картиной мира второго рода процессы образного мышления условно правого полушария. Исходя из этого, имеем очень понятное заключение о том, что исходя из вообще всевозможных способов познания мира, человек просто обязан с детства равномерно изучать, как точные науки, так и условно гуманитарные. То есть, недолжно быть специализированных групп, классов, школ. Любая специализация это лишь дополнение к общему и гармоничному развитию обоих полушарий

Картинка несколько не верна, но для понимания сути вопроса достаточно показательна

Филипп ЛЕНАРД
О ПРИНЦИПЕ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ,
ЭФИРЕ, ТЯГОТЕНИИ
(КРИТИКА ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ)

перевод М. Г—на с 3-го немецкого издания, дополненного обзором Наугеймской дискуссии

Под редакцией  проф. А. К. Тимирязева

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Москва, 1922

Отрывок….

“Картина природы, даваемая естествоиспытателем, может быть двоякого рода. И в том и в другом случае она будет иметь количественный характер. Но она может,— и это будет первый способ, — всецело заключаться в одном установлении количественных отношений между наблюдаемыми величинами. В этом случае она может быть вполне выражена в виде математических формул, большей частью дифференциальных уравнений. Этот путь избрали  Кирхгоф п Гельмгольц. Кирхгоф назвал его математическим описанием природы. Научное использование данных такой картины природы и вместе с тем проверка их правильности заключается в построении отчасти вытекающих из них выводов. Выводы эти суть математические выводы из уравнений,  и только. Но можно не останавливаться на этом, и тогда мы имеем картину мира второго рода. В ней мы руководствуемся тем убеждением, без которых в наших естественно-научных исследованиях, несомненно, никогда не достигли бы успехов. А именно, мы исходим из того, что все процессы в природе являются только процессами движения, т. е. состоят в пространственных перемещениях раз навсегда данной материи. В этом случае мы в каждом явлении природы должны установить его механизм, и те уравнения, которые нам давали картину мира первого рода, должны здесь быть уравнениями механики, должны соответствовать совершенно определенным механизмам. Эти механизмы и будут для нас образами, в которых мы мыслим себе процессы природы. Образами вещей в нашем представлении будут механические, динамические модели.

Механические модели и уравнения, т. е. оба способа изображения мира, если только они правильны, будут совершенно равноценны друг другу в результатах, к которым они приводят”.

Из сказанного видно, что картину мира второго рода я ставлю выше, чем первого, так как она в завершенном виде представляет по сравнению с картиной первого рода ее дальнейшее развитие. Но в начале исследования она, наоборот, нередко является лишь введением к математической картине. В виду этого, естественно, иногда бывает, что мы имеем надлежащую картину первого рода там, где ещё не в состоянии дать законченную картину второго рода, и в этих случаях первой должно быть отдано преимущество перед последней.

Сказанным разъясняется вопрос о правильности нашей идеи эфира, о том, в праве ли мы объявить его “уже ставшей нам ненужной точкой зрения”. При методе описания первого рода вполне можно обойтись без эфира, поскольку мы в этом случае хотим ограничиться единственно выражением в уравнениях отношений между доступными непосредственному наблюдению величинами. Здесь нам дана возможность такого ограничения, но она исключена в картине второго рода, так как для того, чтобы она была понятна, существенным ее условием является принятие “скрытых соучаствующих факторов” (эфир, атомы материи, электроны).

Само собою, разумеется, что часто имеет место соединение обоих методов построения картины мира, и лишь в редких случаях до конца проводится возможное лишь при первой из них полное устранение „скрытых соучаствующих факторов". Но — явление, характерное для нашего времени, — теперь по преимуществу принято избегать именно эфира, как чего-то в особенности подозрительного, тогда как электроны признаются вполне допустимыми. Напротив, некоторое время раньше столь же необходимым считалось отказываться от признания электричества, и ограничивать рассмотрение только доступными прямому наблюдению „электрическими силами". В подобных случаях отказа от уже оправдавших себя гипотез дело идет только о некотором добровольном пуританизме своего рода в угоду какому-либо научному направлению, составляющему в данный момент центр внимания. В этом не было бы особой беды, если бы это часто не влекло за собой игнорирования вещей, весьма важных для успехов исследования. Так, например, высказанное когда-то Максвеллом предостережение против принятия электричества, несомненно, затормозило открытие электронов

В этом можно видеть сильную и слабую стороны обоих способов построения картины мира. Указанная возможность ограничиться в картине первого рода непосредственно наблюдаемыми величинами, избегая, таким образом, менее достоверного и более трудного, составляет его силу. Но в этом же и его слабая сторона, так как для здравомыслящего и обладающего современными познаниями естествоиспытателя не представляет на малейшего сомнения, что  подавляющее большинство вещей, даже в чисто материальной природе, остаются скрытыми для наших жалких пяти или шести чувств, и что, следовательно, ограничение, совершенно устраняющее эти скрытые соучаствующие факторы, является ограничением поистине, ужасающего объема. Такое ограничение естественнонаучной картины мира только непосредственно доступным наблюдению может быть названо человеческим, т. е. приноровленным к человеческой природе, поскольку оно заранее все строит на наших чувствах. Но оно противоречит также и человеческой природе, так как не считается со способностью  человеческого духа  и с присущим ему стремлением воссоздавать в своем воображении соответственные образы скрытых от нас соучаствующих факторов. Практически оно облегчает описание природы, так как устраняет всё, что не может быть непосредственно контролируемо; но оно и затрудняет его, так как оставляет в нем зияющие пустоты, объем которых подавляюще велик, как это только что было указано, и через которые должен быть переброшен мост  при помощи соответствующих математических построений. В виду всего этого, претензии некоторых из сторонников первого способа построения картины природы, так сказать, упразднить эфир производят впечатление основанного на недоразумении самомнения. Или ими здесь объявляется “ставшей излишней точкой зрения” такое допущение, относительно которого и так можно было заранее сказать, что без него при известных условиях можно обойтись. Или же отвергается существование пропасти только потому, что оказалось возможным через нее перепрыгнуть.

Таким прыжком через пропасть могло казаться в свое время открытие световых квантов. На одной стороне были световые волны, на другой — нового рода световые кванты, а между ними оставалась незаполненной пропасть, чего, конечно, никто не мог поставить в вину смелому автору прыжка. Но уже слишком далеко шло по пути отрицания сделанное в связи с этим открытием заявление: „Отныне гипотеза эфира должна, конечно, рассматриваться как точка зрения, теперь ставшая уже излишней". (Съезд естествоиспытателей в Зальцбурге 21-го сентября 1909 г. , Verh. d. D. Phys. Ges. , S. 482. Phys. Zeitschr. , Bd. 10, S. 817, 1909).

Такое заявление не могло внушить бодрости для дальнейших попыток перебросить мост через указанную пропасть, что, однако, было желательно в интересах научного исследования. Тем не менее, я попытался это сделать и пришел к выводу, что в световых квантах мы имеем то же самое явление, которое уже задолго до того было отмечено под видом когерентных верениц световых волн, но только дополненное новым существенным предположением о концентрации энергии в луче определенного направления. Последнее, я объяснял, принимая, как это, впрочем, и вообще представлялось вероятным, что в каждой из испускаемых колеблющимся отдельным электроном световых волн заключается только одно кольцо электрических силовых линий,  мыслимое в виде отдельного эфирного вихревого кольца …

См. дополнительные пояснения.

Литература:

/365_Акимов Конструктивная математика и логика ОТРЫВОК/ - текстом про психологический аспект познания и конструктивную математику,

отрывок небольшой но, прочитав его, в вашем мировоззрении многое встанет на свои места, и будут вырисовываться некие новые целеуказания.

Видео:

/ 388_Перьевая ручка и развитие мозга/

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *