Глава 0__Глава 7__Глава 7.2

7. 2. 1. А с этого начать

Изначально, практически большинству людей, ниже приведённый текст, будет однозначно, очень тяжело воспринимаем. Ваш мозг и ваше сознание будет банально корёжить при прочтении незнакомых слов и понятий. У вас будет внутренние отрицательное ощущение раздражительности, всё это надо преодолеть.

Ваша задача, используя натренированный алгоритм Воли прочитать приведённый текст и не просто прочитать, а разобраться с каждым словом.

Да, будет тяжело, но воспринимайте это как новую тренировку, именно через преодоление именно этих непониманий вы и получите ту основу, опираясь на которую вы приобретёте навыки, которые ранее давались лишь избранным.

То есть, в своём мозге вы создадите соответствующие нейронно-синаптические связи, которых ранее не было, а без усилий и преодоление эмоциональных трудностей они не создадутся никогда.

Рекомендуется читать предложения по несколько раз. Да и весь текст надо прочитать несколько раз.

В обязательном порядке рекомендуется просмотреть все приведённые ролики и при этом не просто их смотреть, а выписывать и зарисовывать интересные моменты по теме в отдельную тетрадь.

После чего вам надо ещё раз прочитать приведённый текст и обязательно выявить все оставшиеся непонятности и уже их отдельно попытаться разобрать через дополнительный поиск информации в Интернете.

Каждое незнакомое слово необходимо проработать до полного понимания, надо сформировать и нарисовать образ для каждого выделенного понятия. У вас должны быть созданы именно свои личные образы и при этом они должны быть гармонично вписаны в ваше мировоззрение и миропонимание.

Как уже говорилось ранее, когда мы учились работать с информацией, то самые начальные действия при изучении нового материала это понимание новых терминов.

Перечислим самые первые.

Субъе́кт – это одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое Волей. Индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности.

Объект – это нечто, существующее в реальности в виде предмета, явления или процесса, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта.

Управление – это выявление объективных возможностей, целеполагание и достижение избранных целей в практической деятельности.

Также отметим, что данное выше определение явления «управление» связано с определением явления «воля» в психике индивида, где Воля как жизненное явление представляет собой способность индивида подчинять себя самого и течение событий вокруг себя осуществлению осознанной им целесообразности.

Управление как информационно-алгоритмический процесс является отображением:

  • из объекта и среды, окружающей объект управления, в систему управления объектом – обратные связи.
  • из системы управления объектом в объект и среду – прямые связи.

Обратные связи, по которым поступает информация о состоянии среды и положении объекта в ней это внешние обратные связи. А обратные связи, по которым поступает информация о состоянии элементов объекта и системы управления им, – внутренние обратные связи. Аналогичным образом на внешние и внутренние подразделяются и прямые связи.

Объект, находящийся в среде, и система управления им, связанные друг с другом цепями прямых и обратных связей, далее будем называть замкнутой системой.

«Замкнутая система» – это объект управления (процесс), находящийся во взаимодействии со средой, и система управления им, связанные друг с другом цепями прямых и обратных связей.

Назначение системы управления (как компоненты замкнутой системы) – вырабатывать управляющий сигнал и направлять его в объект и среду по прямым связям. Понятно, что система управления должна соответствовать как вектору целей управления, так и объекту управления и воздействию среды на него.

То есть, управление – это единая упорядоченная совокупность разнокачественных действий, осуществляемых элементами, образующими замкнутую систему. Представляющую собой иерархию контуров циркуляции и преобразований информации в процессе осуществления концепции управления, образованную частными концепциями управления в их совокупности.

Примером замкнутой системы является – автомобиль с водителем. Автомобиль – объект управления. Водитель, ещё более точно, – его алгоритмика психики, – система управления. Обратные связи замкнуты через зрение, слух, осязание и вестибулярный аппарат водителя, а прямые – через его руки и ноги, воздействующие на исполнительные органы: руль, педали, рукоятку переключения передач, тумблеры и кнопки. Кроме того, иерархии замкнутых контуров прямых и обратных связей имеются в системах и устройствах автомобиля и в самом человеке.

Самоуправляющийся объект, в котором не удаётся выделить систему управления им, также представляет собой замкнутую систему, поскольку в нём самом имеет место кольцевая замкнутость прямого и обратного отображений в некоторой иерархии контуров циркуляции информации.

Примером такого рода самоуправляющихся объектов с нелокализуемой системой управления является сливной бачок унитаза с поплавковым регулятором уровня воды. Система управления не локализована в том смысле, что её невозможно отличить от самого объекта, как возможно отличить водителя от автомобиля или блок автопилота от самолёта в целом. Кроме того, и методом изъятия узлов в замкнутой системе с нелокализованной системой управления невозможно достичь ничего, кроме как привести её в аварийное или в принципе неработоспособное состояние.

В замкнутых системах с локализованной системой управления изъятие системы управления не нарушает в принципе работоспособности объекта управления.

К примеру, банальный выключатель и лампочка. Если изъять именно Васю из системы управления, когда его заставили включать и выключать эту лампочку, то сам объект управления (включатель, провода и лампочка) не пострадают. Следовательно, мы можем Васю всегда заменить Петей.

Концепция управления – это способы, схемы и режимы, достижения выставленных целей.

Управление – целостная функция: целостная в том смысле, что изъятие из неё тех или иных этапов делает данное управление невозможным.

То есть, концепция становится неосуществимой, а для субъекта цель становится недостижимой.

Качество управления – это мера вектора ошибки, то есть обобщающая оценка всей совокупности частных ошибок управления, входящих в вектор ошибки. Где вектор ошибки это результат сравнения вектора целей и вектора текущего состояния.

То есть, к примеру, наметили мы доехать с деревни до города к 12 часам дня. Это наш вектор целей. Поехали и приехали, и в 12 часов дня мы в городе уже стоим у памятника Ленину. Это наш вектор текущего состояния. По сути, что хотели, то и получили, следовательно, вектор ошибки равен нулю. А если бы мы опоздали на 1 час, то наш вектор ошибки был бы – «опоздание на 1 час».

Определить полное качество управления любым процессом однозначно может только Всевышний. Все остальные оценки будут субъективными исходя из целей преследуемых изначально. А так как вектор целей составляется субъективно именно людьми, то значит, каждый раз он будет разным, следовательно, и вектора ошибок будут разные и поэтому качество управления может быть оценено по-разному.

В наилучшем варианте любое управление должно соотноситься с шестью объективными закономерностями, о которых мы говорили ранее.

В самом простом варианте, для базисной оценки любого управления можно при достижении целей и реализации вектора ошибки к нулю, произвести ревизию нового состояния и прошедшего процесса достижения цели относительно трёх категорий

Можно, Должно, Вредно.

  1. Можно всё по Совести (Справедливость и Мера).
  2. Должно стать «Человеком» (Развитие, Воля, Общинность).
  3. Нельзя (цикличность нарушать):
    • причинять вреда себе и жить вне общины.
    • причинять вреда окружающим людям и разрушать общность в ней.
    • причинять вреда окружающей среде и разрушать общность с ней.

Если результат управления не противоречит, не мешает, а помогает вышеуказанным условиям, то управление можно признать с довольно высоким качеством и удачным.

Все люди и каждый человек в отдельности живут так, как они решают задачи управления и самоуправления: хорошо или плохо; исходя из Любви или исходя из вожделений, в угоду которым они подавляют окружающий мир.

Человечество в биосфере планеты выделяется наличием культуры, где культура это весь объем генетически не наследуемой информации, передаваемой в обществе от поколения к поколению.

Культура и направленность её развития обусловлены нравственностью людей и их свободной самодисциплиной (и/или отсутствием таковых) в следовании нравственно избранным идеалам. Идеалы выставляют цели, а для их достижения необходим процесс управления.

А так как идеалы это некие устремления, которые могут, идти как в русле Всевышнего, так и расходиться с ним. То естественно и управление может быть, грубо говоря, полезным или вредным.

Следовательно, прежде чем начинать «управлять», необходимо иметь твёрдое убеждение, что все ваши действия не навредят ни вам, ни вашему окружению. Поэтому, прежде чем приступать к изучению ДОТУ, необходимо в обязательном порядке пройти все предыдущие разделы предлагаемого курса.

Иначе вы не будет отличаться от обезьяны, которой дали гранату и выдернули чеку.

Человек выделяется из животного мира мощью своего разума, благодаря которому он перешёл от собирательства ему необходимой природной продукции к трудовой деятельности по производству ему необходимого из природного сырья.

История человечества — история его разнообразной трудовой деятельности. История организации производства и организации распределения, продукта сферы материального производства и сферы обработки информации.

Важнейший КАЧЕСТВЕННЫЙ РУБЕЖ в развитии человечества — возникновение общественного разделения труда. По большому счёту термин не правильный, лучше говорить «общественного объединения труда», но пока дабы не путаться, будем говорить, как принято в современной трактовке истории. Общественное разделение труда нельзя путать с разделением труда в технологическом процессе любого производства.

Под разделением труда необходимо понимать разделение на труд управленческий и производительный.

Общественное разделение труда на труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального и интеллектуального производства породило и разделение общества на "элиту", из которой черпались из поколения в поколение кадры управленцев, и производительно трудящиеся классы.

"Элита" в условиях низкой производительности общественного труда обеспечила себе монополию на обладание Знанием, без которого управленческая деятельность общественного (государственного, национального) уровня значимости просто невозможна. Монополия "элиты" на обладание Знанием общественно объективно обусловила её производную вторичную монополию — монопольно высокую цену продукта управленческой деятельности. Производительно трудящиеся классы эту производную монополию и воспринимают в качестве социальной несправедливости.

Не обладая Знанием, они вынуждены терпеть её длительное время (тысячелетия), так как не могут заменить представителей элиты в сфере управления без потери качества управления на довольно продолжительный период.

Прогресс цивилизации сопровождается ростом производительности общественного труда. Производительность общественного труда растёт главным образом за счёт двух источников:

  • роста производительности индивидуального труда.
  • роста качества управления трудом в общественном разделении труда.

Как говорилось ранее, управление любым объектом предполагает наличие целей управления.

Если точнее, то наличие совокупности целей управления, подчинённой иерархии приоритетов, — вектора целей.

При одном и том же наборе целей разный порядок расстановки их приоритетов даст нам разные векторы целей управления. И в самом общем смысле, как говорилось ранее, управление это некий информационный процесс который является отображением:

  • Из объекта и среды, окружающей объект управления, в систему управления объектом — обратные связи;
  • И из системы управления объектом в объект — прямые связи.

Это в полной мере справедливо и по отношению к обществу.

Управление всегда носит целевой характер, но осуществляться может структурнымспособом или бесструктурным способом. В управлении обществом можно обнаружить сочетание структурного и бесструктурного способа.

Структурный способ управления предполагает создание структур, стабильных в течение времени, достаточного для замыкания прямых и обратных связей и разделение единой функции управления между элементами структуры. В обществе такой структурой является государственный аппарат и связанные с ним идеологические структуры (церковь, политические партии, мафии и т. п. ).

Структура системы управления создаётся под вектор целей управления. Работа системы управления, качество управления определяется не личными желаниями и волей отдельных людей и персонала в целом, занятого в структуре, а самой структурой системы, т. е. направленностью и интенсивностью информационных потоков в структуре. Субъективный фактор при структурном способе управления играет вторичную роль и определяется уровнем развития общественных сознания и подсознания социальных групп, являющихся кадровой базой структуры.

Но управление может быть и Бесструктурным. Примером такого управления является управление рынком в целом через систему кредита, таможенных пошлин, налогообложения, поддержания твёрдости денежной единицы или взвинчивание инфляции. В бесструктурном управлении важен результат, а не то, кто и как обеспечит получение результата.

Точно также и формирование системы стереотипов общественного, так сказать, мнения с последующей активизацией нужных к моменту стереотипов, является примером бесструктурного управления, хотя и проявляется как воздействие структуры средств массовой информации на бесструктурную общественную среду. Информационные потоки при бесструктурном способе управления обладают случайной направленностью, пролагают себе дорогу в процессе управления и не существуют до и после завершения процесса, в то время как при структурном способе они имеют вполне определённый характер, и становление структуры осуществляется до передачи ей функции управления. Бесструктурное управление в обществах на протяжении тысячелетий обеспечивалось через отправление религиозных культов, в современных условиях основное бесструктурное управление проводится через средства массовой информации.

Бесструктурное управление обществом гарантирует результат лишь в статистическом смысле. То есть, можно быть уверенным, что после достаточно активного воздействия на общественное «мнение», какая-то группа людей в течение некоторого времени предпримет необходимые управленцам действия с некоторой вероятностью. Но результат управляющего воздействия на управляемую среду при бесструктурном способе зависит исключительно от правильности оценки управленцами состояния общества и его обобщенной алгоритмической взаимосвязи и тенденций их развития.

Вспомните Ф. И. Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся —

И нам сочувствие даётся

Как нам даётся благодать…

Если при достигнутом уровне общественного развития, каким-либо процессом можно управлять структурным и бесструктурным способом, то бесструктурный способ управления обеспечивает более низкое качество управления. Это происходит вследствие случайного характера образования связей, передачи информации в процессе управления, что приводит в итоге к меньшему быстродействию. Структурный способ обеспечивает большее быстродействие благодаря устойчиво существующим связям в структуре, специализации её элементов, профессионализму персонала.

Но применение структурного способа для управления той или иной сферой общественной жизни требует достижения определённого уровня развития общественного сознания и подсознания. И при этом обязательного достижения определённого уровня развития материальной культуры и инфраструктуры, на которые опирается жизнь общества.

Тезис о том, что государство (в смысле аппарат) родилось из необходимости подавления эксплуатируемых — однобок. Государство родилось вследствие общественного разделения труда и необходимости повышения качества управления теми отраслями общественной деятельности, управление которыми бесструктурным способом перестаёт отвечать общественным потребностям в ходе их развития.

В обозримом будущем общественное разделение труда сохранится. Сохранится и потребность повышения качества управления. Один из источников повышения качества управления в общественном разделении труда — улучшение качественного состава корпуса управленцев-профессионалов. Максимально высокое качество управленческого корпуса может быть достигнуто обществом только за счёт расширения социальной базы, из среды которой черпаются кадры управленцев, до границ всего общества.

«Чернобыли», кризисы, перевороты и революции — это следствие падения качества управления в цепочке «создание-эксплуатация-ликвидация» объекта. Падение качества управления (обществом в целом) ниже какого-то предельно допустимого уровня гибельно для национального и многонационального общества (человечество — предельно широкое многонациональное общество); этот факт очевиден до банальности.

По достижении некоторого уровня развития производительных сил, чтобы не пострадать от очередного «чернобыля». Общество вынуждено будет для обеспечения максимально возможного качественного состава управленческого корпуса расширить социальную базу, из среды которой черпаются управленцы, до границ всего общества, предоставив реально равные возможности получения любого образования детям из всех социальных слоёв. Так как, развитие мозга и его творческих способностей, не передаётся ни по каким биологическим законам, т. е. гениальный управленец может появиться и у богатых родителей и у бедных, в городе или в деревне. Вся суть именно в соответствующем справедливом отборе и соответствующем, именно вовремя обучении.

Но с этого момента исчезает и общественная потребность в содержании "элиты", в среде которой семьи обладают более высоким уровнем жизни, чем семьи, принадлежащие сфере производства. Так должна исчезнуть монопольно высокая цена на продукт управленческой деятельности, т. е. эксплуатация человека человеком.

Общество с производительностью общественного труда достаточно высокой, чтобы обеспечить фактически равную (а не декларативную) доступность Знания (высшего образования) детям во всех социальных группах (классах, нациях и т. п. ), при соответствующем развитии общественного сознания и подсознания имеет реальную возможность строительства общества счастливых людей.

Теперь можно рассказать о ДОТУ немного подробнее.

Любой процесс в Мироздании может быть интерпретирован (рассмотрен, представлен) в качестве процесса управления или самоуправления. По этой причине понятийный и терминологический аппарат теории управления является обобщающим, что позволяет с его помощью единообразно описывать процессы: общеприродные, биологические, технические, и тем более — все социальные, психологические процессы.

Единообразное описание разнородных процессов с привлечением достаточно общей теории управления позволяет стоять на фундаменте всех частных наук; легко входить в любую из них; и при необходимости найти общий язык со специалистами в них.

В этом — главное достоинство понятийного и терминологического аппарата ДОТУ.

Во всем многообразии процессов при рассмотрении их в качестве процессов управления или самоуправления можно выявить присущее им всем общее, и соответственно этому общему, построить понятийный и терминологический аппарат достаточно общей теории управления. При этом, процесс — это со-бытие во множестве взаимно вложенных процессов-событий, бытие которых протекает совместно,

В ДОТУ – возможна постановка всего двух задач.

Первая задача: мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления.

Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект — без нашего непосредственного вмешательства в процесссамоуправлялся в приемлемом для нас режиме. Это задача самоуправления. Для обеих задач необходимы три набора информации:

Вектор целей управления (едино: самоуправления, где не оговорено отличие), представляющий собой описание идеального режима функционирования объекта.

При этом, в наиболее общем случае под термином “вектор” подразумевается — не отрезок со стрелочкой, указывающей направление, а упорядоченный перечень (т. е. с номерами) разнокачественной информации. В пределах же каждого качества должна быть определена хоть в каком-нибудь смысле мера качества. Благодаря этому сложение и вычитание векторов обладают некоторым смыслом, определяемым при построении векторного пространства параметров. Именно поэтому вектор целей — не дорожный указатель “туда”, хотя смысл такого дорожного указателя и близок к понятию “вектора целей управления”.

Вектор целей управления строится как иерархически упорядоченное множество частных целей управления, которые должны быть осуществлены в случае идеального управления. Порядок следования частных целей в нём — обратный порядку последовательного вынужденного отказа от частных целей в случае невозможности осуществления всей совокупности. На первом приоритете вектора целей стоит самая важная цель, на последнем — самая незначительная.

Одна и та же совокупность целей, подчиненных разным иерархиям приоритетов, образует разные вектора целей, что ведет и к различию в управлении. Потеря управления может быть вызвана и выпадением из вектора некоторых целей и выпадением всего вектора или каких-то его фрагментов из объективной матрицы возможных состояний объекта, появлением в векторе объективно и субъективно взаимно исключающих одна другие целей. Образно говоря, вектор целей — это список, перечень, чего желаем, с номерами в порядке, обратном порядку вынужденного отказа от осуществления этих желаний.

Вектор (текущего) состояния контрольных параметров, описывающий реальное поведение объекта по параметрам, входящим в вектор целей.

Каждый из этих двух векторов представляет собой упорядоченное множество информационных модулей, описывающих те или иные параметры объекта, соответствующие частным целям управления. Упорядоченность информационных модулей в векторе состояния повторяет иерархию вектора целей. Образно говоря, это — список, как и первый, но того, что имеет место в действительности именно сейчас.

Вектор ошибки управления, представляющий собой “разность” (в кавычках потому, что разность не обязательно привычная алгебраическая) вектора целей и вектора состояния. Он описывает отклонение реального процесса от предписанного вектором целей идеального режима. Образно говоря, это — перечень неудовлетворенности желаний соответственно перечню вектора целей с какими-то оценками степени неудовлетворенности каждого из них (либо соизмеримых друг с другом числено уровней, либо числено несоизмеримых, но упорядоченных дискретным индексом предпочтительности уровней).

Вектор ошибки — основа для формирования оценки качества управления субъектом-управленцем. Оценка качества управления не является самостоятельной категорией, поскольку на основе одного и того же вектора ошибки возможно построение множества оценок качества управления, далеко не всегда взаимозаменяемых.

Ключевым понятием теории управления является понятие: устойчивость объекта в смысле предсказуемости поведения в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и упра-воле-ния. Управление не возможно, если поведение объекта непредсказуемо в достаточной мере.

Полная функция управления. Она описывает циркуляцию и преобразования информации в процессе управления, начиная с момента формирования субъектом-управленцем вектора целей управления и (включительно) до осуществления целей в процессе управления. Это система стереотипов отношений и стереотипов преобразований информационных модулей, составляющих информационную базу управляющего субъекта, моделирующего на их основе функционирование объекта управления (или моделирующего процесс самоуправления).

  1. Выявление фактора среды, который «давит на психику», и тем самым вызывает потребность действовать и управлять.
  2. Формирование навыка (стереотипа) распознавания фактора среды на будущее и распространение его в культуре общества.
  3. Целеполагание в отношении выявленного фактора.
  4. Выработка и формирование концепции достижения намеченных целей на основе некого прогноза.
  5. Внедрение концепции в жизнь и организация управления
  6. Начало управления, контроль текущего управления и возможная необходимая корректировка концепции управления и самого управления.
  7. Контроль достижения целей и при их выполнении высвобождение ресурсов, а при не выполнении возврат к пункту № 1 ПФУ.

Этапом, фрагментом полной функции управления является целевая функция управления, т. е. концепция достижения в процессе управления каждой из частных целей, входящих в вектор целей. Для краткости, и чтобы исключить путаницу с полной, целевую функцию управления там, где нет необходимости в точном термине, будем называть:

Концепция управления.

Концепция управления – это способы, схемы и режимы, достижения выставленных целей.

Управление – целостная функция: целостная в том смысле, что изъятие из неё тех или иных этапов делает данное управление невозможным.

То есть, концепция становится неосуществимой, а для субъекта цель становится недостижимой.

После определения вектора целей и допустимых ошибок управления, в процессе реального управления по ней, осуществляется замыкание информационных потоков с вектора целей на вектор ошибки (или эквивалентное ему замыкание на вектор состояния).

Полная функция управления в процессе управления осуществляется бесструктурным способом (управления) и структурным способом.

При структурном способе управления информация передается адресно по вполне определенным элементам структуры, сложившейся еще до начала процесса управления.

При бесструктурном способе управления таких, заранее сложившихся, структур нет. Происходит безадресное циркулярное распространение информации в среде, способной к порождению структур из себя. Структуры складываются и распадаются в среде в процессе бесструктурного управления, а управляемыми и контролируемыми параметрами являются вероятностные и статистические характеристики массовых явлений в управляемой среде: т. е. средние значения параметров, их средние квадратичные отклонения, плотности распределения вероятности каких-то событий, корреляционные функции и т. п. Структурное управление выкристаллизовывается из бесструктурного.

Объективной основой бесструктурного управления являются статистические предопределенности и вероятностные модели (субъективные оценки объективных статистических предопределенностей), упорядочивающие массовые явления в статистическом смысле, позволяющие отличать одну статистику от другой; а во многих случаях выявить и причины, вызвавшие отличие статистик.

Поэтому, слово “вероятно” и однокоренные с ним, следует понимать не в смысле “может быть так, а может быть сяк”, а как указание на существование вероятностных оценок объективных статистических предопределенностей, обуславливающих вероятность того или иного явления, события, возможности пребывания в некоем состоянии; утверждение о существовании средних значений “случайного” параметра (вероятность их превышения = 0,5), средних квадратичных отклонений от среднего и т. п.

С точки зрения общей теории управления, теория вероятностей (раздел математики) является теорией мер неопределенностей в течении событий. Соответственно: значение вероятности, статистическая частота, а также их разнообразные оценки есть меры неопределённости управления. Они же — меры устойчивости переходного процесса, ведущего из определённого состояния, (возможно отождествляемого с настоящим), к каждому из различных вариантов будущего во множестве возможного, в предположении, что:

Самоуправление в рассматриваемой системе будет протекать на основе прежнего его информационного обеспечения без каких-либо нововведений.

Не произойдет прямого адресного вмешательства иерархически высшего, внешнего по отношению к системе, управления.

Первой из этих двух оговорок, соответствует взаимная обусловленность: чем ниже оценка устойчивости переходного процесса к избранному варианту, тем выше должно быть качество управления переходным процессом, что соответственно требует более высокой квалификации управленцев. То есть: во всяком множестве сопоставимых возможных вариантов, величина, обратная вероятности самоосуществления всякого определенного варианта, есть относительная (по отношению к другим вариантам) мера эффективности управления, необходимого для осуществления именно этого варианта из рассматриваемого множества.

Вторая из этих двух оговорок указует на возможность конфликта с иерархически высшим объемлющим управлением. В предельном случае конфликта, если кто-то избрал зло, упорствует в его осуществлении и исчерпал Божеское попущение, то он своими действиями вызовет прямое вмешательство в течение событий Свыше. И это вмешательство опрокинет всю его деятельность на основе всех его прежних прогнозов и оценок их устойчивости — мер неопределенностей.

Векторы целей управления и соответствующие им режимы управления можно разделить на два класса:

Балансировочные режимы — колебания в допустимых пределах относительно идеального неизменного во времени режима;

Маневры — колебания относительно изменяющегося во времени вектора целей и переход из одного режима в другой, при которых параметры реального маневра отклоняются от параметров идеального маневра в допустимых пределах.

Потеря управления — выход вектора состояния (или эквивалентный выход вектора ошибки) из области допустимых отклонений от идеального режима, иными словами — выпадение из множества допустимых векторов ошибки.

Маневры разделяются на сильные и слабые. Их отличие друг от друга условно и определяется субъективным выбором эталонного процесса времени и единицы измерения времени. Но во многих случаях такое их разделение позволяет упростить моделирование слабых маневров, пренебрегая целым рядом факторов, без потери качества управления.

По отношению к обществу естественной единицей времени можно избрать срок активной жизни поколения — это порядка 50 лет.
• Если на этом интервале времени не происходит никаких потрясений, но качество жизни общества по характеристическим параметрам, представляющим интерес, в начале и в конце воспринимается как различное, то — это слабый манёвр. Примером тому движение общества в СССР от 1953 к 1985 г.
• Если качество жизни меняется быстро по отношению к этому интервалу времени, то это — сильный манёвр. Такими сильными манёврами были: отмена крепостного права в 1861 г., ликвидация неграмотности в СССР в 1920 е годы.
• В качестве балансировочного режима в истории России можно рассматривать всю эпоху крепостного права, начиная от подавления восстания Степана Разина.

 

Любой частный процесс может быть интерпретирован как процесс управления или самоуправления в пределах процесса объемлющего иерархически высшего управления и может быть описан в терминах перечисленных основных категорий теории управления.

Человеческое сознание может одновременно оперировать с семью — девятью объектами. При описании любой из жизненных проблем в терминах теории управления, общее число одновременно используемых категорий не превосходит девяти:

 

1)вектор целей,

2)вектор состояния,

3)вектор ошибки,

4)полная функция управления,

5)совокупность концепций управления,

6)вектор управляющего воздействия,

7)структурный способ,

8)бесструктурный способ,

9)балансировочный режим или маневр.

Это означает, что информация, необходимая для постановки и решения любой из задач теории управления может быть доступна сознанию здравого человека в некоторых образах вся без исключения, одновременно и упорядочено, как некая мозаика, а не бессвязно-разрозненно, как стекляшки в калейдоскопе. Главное для этого — отдавать себе отчет в том, что конкретно к какой категории теории управления относится, чтобы не впадать в калейдоскопический идиотизм — махрово или вяло текущую шизофрению.

И если какие-то категории оказываются п у с т ы м и и/или поведение объекта не устойчиво в смысле предсказуемости его поведения, то это означает, что человек не готов — не то чтобы к решению, но даже к постановке задачи, за которую взялся; и потому он может осознанно заблаговременно остановиться и переосмыслить происходящее, чтобы не сотворить беды, впав в калейдоскопический идиотизм.

Управление всегда концептуально определённо

1) в смысле определенности целей и иерархической упорядоченности их по значимости в полном множестве целей.

2) в смысле определенности допустимых и недопустимых конкретных средств осуществления целей управления.

Неопределенности обоих видов, иными словами неспособность понять смысл различных определенных концепций управления, одновременно проводимых в жизнь, порождают ошибки управления, вплоть до полной потери управляемости по провозглашаемой концепции (чему может сопутствовать управление по умолчанию в соответствии с некой иной концепцией, объемлющей или отрицающей первую).

Методологический тест на управленческое шарлатанство или отсутствие шарлатанства — алгоритм метода динамического программирования. Его возможно построить и запустить в работу (если позволяют вычислительные мощности) только при определенности вектора целей и соответствующих вектору целей концепций управления, а так же при условии, что вектор целей и концепции управления не потеряют устойчивость на интервале времени, в течение которого длится процесс управления.

К тому же если любой управленец должен внятно объяснить:

  • Какие бывают схемы управления (предиктор корректор и т. д. ).
  • Какие бывают способы управления (бесструктурный способ и т. д. ).
  • Какие бывают средства управления (любой из 6 приоритетов).
  • Какие бывают режимы управления (балансировочный и манёвр).
  • Какие бываю функции управления. (любой из ПФУ).

И так подвёдём некий итог – ДОТУ надо

  • Знать.
  • Понимать.
  • И уметь использовать.

Знающие это те, кто прочитал ДОТУ и разобрался – то есть у них есть знания в виде данных и они их могут связывать.

Понимающие – которые могут нарисовать образы по любому термину и эти образы объяснить своими словами.

Умеющие – которые могут знания и понимания ДОТУ применить в жизни.

И это самый главный пункт и по сути «умеющих» единицы.

Так что не ленимся и становимся настоящими управленцами, которые знают, понимают и умеют использовать.

Для полноценного вхождения в тему ДОТУ необходимо заложить некий понятийный базис. Так что, по ходу прохождения изучения ДОТУ все новые и непонятные термины необходимо выписать в свой дневник. Затем разобрать каждое слово на МИМ и составить образную схему и дать именно своё определение – то есть необходимо создать свои полноценные образы с понятиями, которые вы в последствии смогли бы связать в полноценную картинку Достаточно Общей Теории Управления.

Необходимое замечание.

ДОТУ — сама по себе — пустая абстрактная форма. И потому, если Вы не знаете физики, химии, астрономии, биологии, географии, геологии, истории в каких-то минимальных объёмах, то Вы не сможете наполнить её реальным содержанием, т. е. не сможете пользоваться ДОТУ или же будете получать плоды своего же невежества, многократно усиленного Вами с её помощью.

Т. е. широту и детальность кругозора надо нарабатывать постоянно и всегда.

См. дополнительные пояснения.

Словарь:

/10. 20. 4. Управление/

Видео:

/7292_Кратко о ПФУ/

/7186_ДОТУ в ГУУ 2010 г. Глеб Деев Полностью/

/с 7153 по 7157/ - Зазнобин_подборка

/с 7165 по 7167/ - Петров_курс

/с 7125 по 7138/ - Величко_курс ДОТУ

/с 7139 по 7152/ - Вознесенский_курс ДОТУ

/7106_DOTU_audio/ - аудио ДОТУ

 

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *