Глава 3__Глава 3.9__Глава 3.9.15.

3. 9. 15. 4. Алгоритм методологии

Наработка навыка методологического мышления и создания собственной методологии.

См. словарь /10. 12. 10. Методология/

Существует несколько основ для реализации методологического мышления. По большому счёту, достаточно некого минимального набора Алгоритмических Базисов как навыков, которые необходимы, как для адекватного минимального мышления, так и для создания любой методологии. И этот набор представлен ниже.

Можно ещё как частные случаи ко всему этому, добавить дедукцию и индукцию.

Подробно, и с примерами для тренировок, выше приведенных пунктов, было рассказано, в главе /3. 9. 4. Тренируем Логику/.

По сути, наилучшее мышление это мышление, которое подчинено основным законам логики с использованием выше перечисленных минимальных методов. То же самое справедливо и для любой методологии, все эти алгоритмы можно так же использовать для создания новых методик. То есть, для обретения методологического мышления можно использовать и Анализ и Синтез и т. д. , только объекты, которыми будем оперировать, это уже будут не предметы, явления, понятия, определения, суждения и умозаключения в любых формах, а именно готовые методики. То есть, мы из набора методик по известным нам правилам и законам будем создавать некие обобщенные схемы. Эти схемы, в конечном счете, будут рождать новую методику. По сути, будут рождать новый метод, которого ранее не было. И который будет решать новую задачу, ради которой всё это и было организовано.

К примеру, у нас есть цель создать метод, чтобы, используя его, можно было бы сварить суп в пустыне.

  1. Анализ. Анализируем всю имеющуюся информацию по этому вопросу. Узнаём, из чего состоит суп, какая технология его изготовления супа была у знакомых, в книгах, в Интернете, из каких ингредиентов он состоит, какие навыки необходимы. Узнаём всё про пустыню и всевозможные нюансы, что у нас может быть для изготовления супа, а чего нет исходя из того, что мы в пустыне. То есть, мы составляем список всего и вся по этому вопросу исходя из главных узлов и связей.
  2. Сравнение и Обобщение. Далее наш список мы подвергаем сравнению и обобщению исходя из главной цели. Имя навыки работы с МИМ которые мы приобрели в тренировках «логика» и «работа с информацией», мы уже практически на автомате создаём образные схемы. Где стараемся всё распределить исходя из главных качеств, как предметов, так и методик которые мы отобрали для нашей будущей технологии.
  3. Абстрагирование и Классификация. На этом этапе мы работаем уже только с методиками. Выделяем сначала главные методики и к ним притягиваем второстепенные, после чего и стараемся всё классифицировать алгоритмически, и к тому же используем «Timeline» т. е. привязку ко времени. Так как, мы создаём метод некого процесса, то поэтому нам необходимо все этапы привязать к времени и к другим мерам, так как именно изменение их будет для нас являться контрольными параметрами положительного исхода нашего процесса.
  4. Синтез. Всё наработанное выше синтезируем в одну блок схему. Сначала делаем образные поэтапные схемы, потом создаём одну общую схему всего процесса. Моделируем и прогоняем на практике. Выявляем ошибки и корректируем наш метод. После чего делаем окончательный вариант с общими рекомендациями.

Если хотите развить в себе именно методологическое мышление на очень серьёзном уровне, то от вас потребуется именно творческий и кропотливый труд.

Вам необходимо будет проработать не менее 40 новых технологий вручную (вам надо их самим придумать), до степени практически незаметного с уровня сознания автоматизма на последних вариантах. Когда вы из выбранного при анализе набора предметов и методов будите создавать новые методики исключительно на интуитивном уровне. То есть, ваше подсознание должно будет иметь методологический алгоритм, который наработается через банальные многократные разборы примеров, и который будет отрабатываться на полном автомате, а вам на уровень сознания будет подсказывать через интуицию и обоснованные рекомендации исключительно уже готовые варианты будущей технологии.

Так что, придумываем нестандартные варианты нечто нового и тренируемся и ещё раз тренируемся.

Как примеры для вариантов:

  • Вырастить помидоры на глубине 10 метров под водой.
  • Провести солнечный свет с улицы для освещения туалета через световое волокно.
  • Испечь дома блины без молочных продуктов и без магазинной муки, но есть зерна.
  • Посолить и завялить дома любую магазинную рыбу

Можно конечно ещё придумать множество вариантов, но вся суть в том, что вы должны сами придумать именно свои 40 вариантов, так как при этом вы так же нарабатываете методологическое мышление. Конечно, с самого начала будет трудновато, но именно в этом и есть главная фишка, так как только через напряженный мыслительный процесс вы наработаете соответствующий навык, которые невозможно получить другим путём.

Чтобы лучше понять смысл методологического мышления необходимо выделить некие основные его ориентиры. Здесь будет указано всё кратко, подробнее было пройдено в главе /3. 6. Мышление и Методология/

  1. Набор Албазисов должен быть как можно разнообразен. Должны присутствовать и гармонично сочетается как Албазисы на основе образного, так и знакового мышления,
  2. Должен соблюдаться принцип целесообразного выставления границ и рамок для определения критериев дозволенного для Албазисов. Это достигается через натренированное чувство Меры и не заглушенную Совесть. Необходимо изначально иметь понимание и различия границ от рамок. Граница это область, в которой разрешено использовать Албазисы – нравственные законы, природные, биологические ограничения. Рамки это не только ограничения это некие качества, условия, правила, по которым подбираются Албазисы.
  3. Должен соблюдаться принцип параллельного движения по всевозможным направлениям и связям между Албазисами без всяких ограничений. Т. е. на момент подбора необходимых методов или частей из методов не должен стоять в приоритете, какой-либо метод в виде главного. Главным должна стать именно новая сборка с совершенно новой иерархией. Всё должно «лепиться», именно под цель и условия, которые определены перед решением задачи.
  4. В ходе методологического поиска не исключена возможность по смене или добавлению второстепенных рамок и границ на разных стадиях деятельности, если это не влияет на основные поставленные условия.
  5. В новом готовом алгоритме должна быть выполнена гармоничная схематизация по связям между образами, по связям между знаками и общая связь в понимание. Точнее сказать, должна быть идеальная связь межу соединениями образов в мировоззрение и идеальная связь между знаками, которые выбраны для указания на эти образы и обязательно обобщенная связь, которые отвечают за понимание этих образов. То есть, вы, всё должны понимать, и уметь нарисовать и объяснить.
  6. Разрешается использование любых форм соединений Албазисов и их частей в любые соединения и цепочки по любым правилам, которые только возможны. Логически, Онтологически, Топологически и так далее.

По большому счёту для начала освоения методологического мышления достаточно имея в виду всё, о чём говорилось выше определиться в каком направлении пойдёт ваш поиск исходя всего из трёх направлений. И уже определившись, к какой категории больше всего подходит будущее ваше движение, и осуществлять последующие действия.

Направление № 1. Этот вариант подходит, когда стоит задача улучшить некий объект, подогнать его под новые условия, понять причины неудовлетворительной работы.

Берут сам объект и расчленяют его на самые мелкие части по разным критериям и функциям. При этом, расчленяют на такие наименьшие части, до которых только можно добраться и с такими условиями, что бы было их наибольшее количество, но без повторения по функционалу.

Затем, исходя из необходимых новых целей, границ и рамок – условий, через подбор всевозможных Албазисов производят улучшение каждой отдельной части по возможности разными методами в нужных по целям и задачам направлениях, работая со свойствами и функциями каждой части в отдельности. Добившись положительных результатов, производят обратную сборку по заранее выставленным приоритетам всех частей в одно целое, в новую работоспособную схему, что, по сути, и будет являться новой методикой. Если конечно, новая сборка пройдёт испытания по правилу – практика критерий истины.

Направление № 2. Если стоит задача не улучшить объект и приспособить его к новым условиям, а создать совершенно новый объект, ранее не известный, с новыми свойствами и функциями, который должен выполнять некие новые цели в неких границах и рамках. То тогда разбивают на мелкие части уже цели – в вектора целей, рамки – разбивают на подрамки, условия – на более мелкие составные части. И, уже, потом пытаются именно к ним подобрать реально существующие наименьше объекты, через различные алгоритмы подбора с нужными похожими целями, границами, рамками и функционалу. После этого, уже начинают собирать новый объект, по принципу выводя вперёд именно те объекты, у которых есть необходимыми качествами. При этом, заглушая у них мешающие общим целям качества и собирая тем самым всё необходимое в одну связку, осуществляя перебор разных вариантов, используя всю без разбора базу алгоритмических методов.

Направление № 3. Существуют случаи, когда в ходе натуральных экспериментальных действий получился некий совершенно новый объект с новыми свойствами и функциями, но совершенно неясной областью применения. В этом варианте, уже разбивают полученные свойства и функции нового объекта, на наименьшие составные части. После чего, исходя из нравственных векторов целей, рамок и границ, возможно достигнутого уровня человеческого строя психики и демографически обусловленных потребностей, подбирают области применения и затем собирают все части в одно целое, создавая новую некую обобщенную область применения с наилучшими параметрами на данный момент.

Главное не забывать, что перед началом сборки с использованием Албазисов внутри рамок, надо не иметь никаких основных и любимых алгоритмов. Необходимо начинать именно с чистого листа, и сборку производить на чистом месте, выставляя приоритет только тем методикам, которые лучше всего подходят по своему функционалу, а не по причине нашего субъективного и предвзятого к ним отношения.

Используя навыки методологии можно с лёгкостью создавать свои собственные методики по любому вопросу.

Ниже приведены два примера, с которыми следует ознакомиться.

Пример № 1.

Метод создания собственного обучения.

По большому счёту любой алгоритм обучения и получения навыком должен содержать несколько обязательных этапов, проведение которых и ведёт к хорошему результату.

  1. Постановка цели и определение процесса, после чего процесс раскладывается на наименьшие, возможные, самодостаточные части и предельные различения МИМ.
  2. Далее части изолируются друг от друга и доводятся до 100 % совершенства именно по отдельности.
  3. Через обратную связь в виде проверок, осуществляется сверка с предполагаемым эталоном и прогон через режим «воронка», каждого режима в отдельности. В завершении всего, идёт сборка процесса воедино и опять проверка до 100% успеха и прогон по «воронке» полностью.
  4. Используя последующие в течении 5 – 6 дней, ежедневные разовые повторения всего процесса в режиме 100 % успеха, осуществляется закрепление процесса. Именно безошибочное повторение в эти дни, вводит новый навык в подсознание человека в режим долговременной памяти. Так как именно 5-6 дней достаточно, для того чтобы создались и закрепились новые и устойчивые нейронно синаптические связи в биологии мозга на минимально стабильном уровне.

В самом простом варианте получения навыков обучения, можно разбить на два вида:

  • Обучение с нуля (кушать палочками вместо вилки).
  • Повышение квалификации (кушать палочками как японец).

Обучение с нуля.

Главный принцип очень прост. К примеру, у нас есть цель достигнуть успехов в новом процессе и освоить новый навык. Мы этот процесс разделяем на промежуточные этапы. Потом по отдельности учимся выполнять эти этапы до уровня 100 процентного успеха каждого. Затем соединяем их в некие блоки и уже учимся их выполнять, так же до 100 процентного успеха по отдельности блок от блока.

После чего собираем все блоки вместе в один процесс, и опять доводим его выполнение до 100 процентного успеха через многократное повторение до автоматизма. Если на всём протяжении процесса есть в неком месте заминка и ошибка, то, используя практику «воронки» мы выделяем этот участок и тренируем только его отдельно от всех остальных. Добившись 100 процентного успеха, возвращаемся опять к общему прогону.

На пример. Допустим, мы хотим выучиться, красиво писать печатными буквами.

Весь процесс письма разделяем на самые маленькие части, это по сути палочки в разных вариациях. После чего, начинаем по отдельности тренироваться их рисовать на бумаге, доведя их качество написания до самого высокого уровня. Затем соединяем две палочки вместе и начинаем тренировки уже с ними. И только потом пытаемся создавать красивые буквы целиком.

Или, к примеру, хотим научиться хорошо и быстро забивать гвозди молотком. Сначала до отупения учимся брать гвоздь левой рукой и держать его перпендикулярно поверхности. Потом учимся правильно держать молоток и двигать не кистью, а только локтевыми и плечевыми суставами. Добиваясь того, чтобы вся сила удара исходила именно от этого рычага, а параллельность плоскости ударной части молотка совпадала с поверхностью удара исключительно из-за настройки положения корпуса вашего тела. После чего совмещаем операции и начинаем тренироваться забивать гвозди в полном цикле.

Повышение квалификации.

Допустим, у вас уже есть некий освоенный процесс. И вы хотите этот процесс и навык поднять на более высокий уровень. Ваша задача состоит в том, чтобы весь этот процесс разделить на основные участки и выявить из них, какие именно отрезки у вас отстают от эталона, который вы хотите достичь. То есть, если вы пишите левой рукой в режиме понимания написанного, но при этом у вас есть желание улучшить этот процесс до значений одинакового письма, как и правой рукой. То вам необходимо из своего шедевра созданного левой рукой, выделить именно слабые участки, участки с ошибками, помарками и именно на них сконцентрировать весь следующий тренинг. Потом прогнать всё по воронке, после чего опять сделать контрольное письмо полностью и опять выделить участки для более тонкой проработки. К примеру, отдельных чёрточек завершения букв или их связей или наклона и так далее. По сути, вам надо дробить, тренировать, проверять и снова дробить, тренировать и проверять.

Или допустим, вы хотите улучшить своё ораторское мастерство.

Тогда выше первейшая задача выявить текущее состояние вашего мастерства через записывание его на личное видео. После чего вы из него выявляете основные факторы этого процесса.

Речь – темп, дикция. Взгляд и мимика лица. Движение рук, ног, тела. И так далее.

Выявляем, что вас не устраивает и где. После этого, начинаем упорные тренировки, со слабыми местами доведя их, до 100 процентного качества и именно по отдельности друг от друга.

Затем делаем контрольную запись своего выступления, предлагаем его оценить другу или родственнику. Дабы выявить ошибки, которые могут быть видны со стороны. Воспринимайте критику спокойно, после чего честно работаем над исправлением ошибок.

Главное условие, это работать не со всеми частями сразу, а именно работать с одним направлением, до момента, пока качество исполнения, не достигнет самого хорошего уровня. И так со всеми частями по порядку. После чего дать организму всё запечатлеть через сон и на следующий день обязательно всё повторить.

При этом, можно для выявления правильного исполнения всех необходимых факторов выступления, проанализировать некий эталон. То есть, берёте записанное на видео любые выступления известных артистов, шоуменов, политиков и отслеживаете по отдельности каждое направление. По сути, нам надо создать некую образную схему чужого выступления.

Для лучшей детализации и разбора различных аспектов можно каждый образ разобрать на Материю + Информацию + Меру. Дабы было легче выйти на конкретику того, с чем стоит работать. К примеру, имеем образ «ноги».

Материя – обувь, носки, брюки.

Информация – зачем ими двигать вообще, найти надобность и нужность для выступления.

Мера – как ходить, какой ритм, сколько ходить, как стоять, как сидеть и как использовать.

После чего завести для каждого образа карточку и в ней отметить, что и как делал наш выступающий эталон, сравнить со своим результатом. После чего уже выстраивать личный план тренировок узких мест. Если есть режимы, которые у вас вообще отсутствуют, то тогда занимаемся по схеме «Обучение с нуля». Если надо только что-то улучшить, то делаем, как было рассказано в «Повышение квалификации».

По приведенному шаблону можно улучшить любые навыки и умения, если у вас есть хороший эталон для сравнения.

Поэтому необходимо именно серьезно и тщательно подходить к вопросу, именно с чего рисовать эталон и с кого брать пример.

Пример № 2

Для ознакомления приведём пример метода «проект», который используется в вузах для подготовки инженеров как некая совокупность «Албазисов», которые были собраны с использованием принципов методологии.

Проектная деятельность.

Как таковая проектная деятельность может осуществляться с разными набором пунктов основных действий, но есть некий обобщенный вариант, который и будет здесь представлен. Конечно, скорее всего, есть более подробные варианты, но для понимания сути вопроса, этого вполне достаточно.

Если перед вами стоит похожая деятельность в ближайшей перспективе, то этот шаблон можно смело применять в реальной деятельности.

Этапы проектной деятельности

Поисковый этап. Содержит определение проблемы тематического поля и самой сути темы проекта. Поиск и анализ проблем, которые должен решать проект. Постановка целей проекта. Выбор главной цели.

Аналитический этап. Содержит анализ имеющейся информации и поиск похожих проектов. Сбор и изучение тематической информации. Поиск оптимального способа достижения, главной цели проекта. Составление плана проекта.

Практический этап. Содержит выполнение запланированных действий. Текущий контроль по количеству и качеству. Внесение необходимых изменений

Этап презентации. Содержит подготовку презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использование результата проекта в теории и в вещественной реализации.

Оценочный этап. Содержит сбор всей положительной и критической информации в отношении проекта. Оценка качества, сроков и необходимости проекта как токового.

Задачи на стадии запуска проекта

Формирование команды.

Определение целей и масштабов проекта.

Пояснение и разработка основных условий.

Определение и создание структурной организации проекта.

Первоначальное планирование проекта.

Разработка паспорта проекта.

Главная задача это определится с целью проекта, то есть, то, что мы хотим достичь по результатам реализации проекта. Для этого необходимо очень чётко представлять все факторы среды, которые могут давить и которые необходимо учесть. По сути, надо найти все аспекты, которые вынуждают вообще заниматься этой темой. И надо найти те аспекты, которые придётся учитывать, исходя из вектора текущих состояний и вектора предполагаемых изменений, который могут поменяться в будущем.

К примеру, есть фашисты, которые наступают. У них есть танки, которые надо уничтожить. Так вот, это факторы среды, которые давят. Наша задача отразить наступление. Для этого необходимо найти средство, которое остановит существующие танки и возможно танки, о которых мы ещё не знаем, но предполагаем, что они могут вскоре оказаться у врага. Для этого мы и начинаем свою проектную деятельность. Наша цель проекта найти наилучшее средство остановить танки. Отыскать, рассчитать, обосновать, спланировать, разработать схемы и чертежи, учитывая все факторы, которые давят со стороны внешней среды. И это не только фашисты, но и природа, дефицит наших ресурсов, человеческий фактор, уровень науки и промышленности. И по сути, надо предоставить единственно решение, у которого есть проработанный способ реализации. То есть, нужен проект, реализация которого позволит нашей армии отразить нападение.

Возможно, это будет пушка, или противотанковое ружьё, самоходная артиллерийская установка или другой танк и что-либо другое.

Ниже приведены требования или, лучше сказать, некие навыки, набор которых позволяет осуществлять проектную деятельность. По большому счету, это набор способностей, которые отрабатывают некие алгоритмы в подсознании. Которые уже в последствии как законченная программа на автоматизме будет использоваться как некая методология мышления человека по всем вопросам, которые будут перед ним вставать.

Оформление и презентация содержания работы и результатов проекта:

  • умения представлять письменный план действий, ведущий проект к позитивному заключению;
  • умение писать технический отчет по выполненной работе;
  • умение представлять доклад формата для конференций по выполненной работе;
  • умение делать профессиональные устные презентации, включая предварительные и критические замечания по проекту, финальные презентации;
  • умение исполнять профессиональные письменные отчеты, включая инструкции;
  • понимание содержания и стиля устных презентаций.

Работа с информацией и со своими знаниями в проекте:

  • Навык приобретения и понимание информации, содержащейся в современной технической литературе, например, экономических изданиях, журналах, книгах, сборниках по итогам конференций и дополнительной литературе по компьютерным комплектующим, программному обеспечению, инструментам инженерного проектирования и т. д. ;
  • умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию из различных источников, объединять и использовать знания, полученные во всех дисциплинах.

Разработка проблем, задач, содержания проектной деятельности:

  • умения представлять критический анализ исследуемой проблемы;
  • умения предлагать решения, рекомендации и предложения для дальнейшей работы;
  • способность формулировать проблему, для разрешения которой необходима разработка проекта, формулировать четкое положение о существе проблемы в проблемных ситуациях;
  • способность генерировать альтернативные проекты, потенциально удовлетворяющие разрешению проблемной ситуации.

Применение навыков и культуры проектирования в работе:

  • способность применять навыки инженерного проектирования, демонстрировать навыки управления проектом;
  • способность планировать и управлять проектом, включая временные и финансовые ограничения;
  • способность создавать описание и понимание процесса инженерного проектирования как целого, например, аргументирование проекта, определение ограничений, определение критериев проекта и расписания, распределение работы, управление проектом и оценивание в процессе проектирования;
  • способность создавать описание, понимание и применение основных инструментов, используемых в процессе инженерного проектирования.

Работа в команде:

  • написание предложений по проекту в команде и получение одобрения коллег;
  • умение работать в группах по взаимному оцениванию с коллегами;
  • присутствие понимания преимуществ и потенциальных проблем работы в команде, описание качеств и процессов, необходимых для эффективной работы в команде, и описание роли работы в команде в процессе инженерного проектирования.

По большому счёту все эти навыки и должны получать студенты при своём высшем образовании.

То есть задача студента и задача высшего образования не помочь выучить некий набор фактологий по определенной специальности, а именно приобрести некий минимальный набор Алгоритмических Базисов и навыков их использования в практике.

По сути, на выходе должен получиться специалист по созданию методологий из разных методов в своей специальности. С умением применять это всё в реальной жизни.

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *