Глава 0__Глава 10

10.14.11. Ноосфера

См. слово Биополе

См. слово Эгрегоры

См. слово Эфир Эфiр

«Ноосфера» — не абстракция идеалистической философии, выдуманная Леруа, Тейяром де Шарденом (1927 г.) и впоследствии переосмысленная В.И.Вернадским материалистически, как-то можно понять из словарей эпохи господства «диалектического материализма». А материальное — полевое — образование. Представляющее собой совокупность Эгрегоров, поддерживаемых всем человечеством на протяжении всей его истории. В которых запечатлена разнородная информация и алгоритмика.

Обобщая факты, наука в первой половине ХХ века пришла к выводу о существовании ноосферы — сферы разума планеты Земля. Иначе говоря, выразив концепциею ноосферы, они подтвердили, что пророки и святые всех конфессий не бредили, а имели дело с теми аспектами объективной реальности, которые другие не воспринимали или на которые не обращали внимания.

Её бытиё — факт, объективная данность, а не фикция, выдуманная для объяснения «мистики».

Она — разум Земли, существовавший задолго до появления человечества и регулирующий всё, что происходит на планете, в русле объемлющих жизнь планеты общекосмических процессов.

Под её властью живёт человечество, будучи её частью.

Ноосфера — это совокупность всевозможных Эгрегоров на планете Земля.

Совокупность Эгрегоров человечества, образует человеческий сегмент «ноосферы» — сферы разума планеты. На данный момент, именно через это понятие атеистическая и без аморальная, по сути, наука признала факт, известный язычеству ещё в глубокой древности: С Природой можно вести осмысленный диалог и осознанно выстраивать этику взаимоотношений с нею.

Для первой половины ХХ века идея ноосферы стала научным достижением, разграничивающим исторические эпохи, создавшим предпосылки к преодолению в культуре глобальной цивилизации конфликта двух атеизмов. Атеизма материалистического современной науки и идеалистического атеизма традиционных конфессий.

К настоящему времени сложилось несколько вариантов представлений о ноосфере как о природном феномене, которые различаются по представлениям приверженцев каждого из них о локализации разума. В одних версиях ноосфера возникла как результат развития разумного человечества. В других версиях биосфера Земли изначально разумна, будучи частью разумной Вселенной. С последним утверждением соотносится широко известное мнение А. Эйнштейна (1879 — 1955) «Бог не играет в кости».

При этом, говоря о развитии идей ноосферизма в наши дни, следует понимать, что и В.И. Вернадский, и другие основоположники идеологии ноосферизма в её различных версиях выразили в своём научном наследии тот уровень понимания феномена ноосферы, который был возможен в их эпоху, в их обществах. Иначе говоря, в первой половине ХХ века наука не знала того, что она знает в наши дни, и это было определённым — объективно исторически — обусловленным ограничением возможностей научно обоснованно выразить идеи ноосферизма в те годы.

Второе ограничение было связано с личностями самих основоположников учения о ноосфере. В.И. Вернадский жил в СССР в сложные (в аспекте идейно-политической борьбы) времена, в силу чего он не мог в прямой форме высказать о ноосфере как об объективном явлении ничего, что не соответствовало бы догмам канонической для СССР версии марксизма-лени­низ­ма. Возможно по этой причине одна из его работ, наиболее широко освещавшая ноосферную проблематику — «Научная мысль как планетное явление», была подготовлена к печати и издана только почти полвека спустя после его смерти. Шарден тоже был не вполне свободен в аспекте мыслительной деятельности, поскольку был членом ордена иезуитов римско-като­личес­кой церкви, и соответственно догматы католицизма и орденская дисциплина ограничивали как его мировосприятие, так и интеллектуальную деятельность.

Соответственно этим обстоятельствам попытки опереться в решении жизненных проблем человечества и государств на научное наследие В.И. Вер­над­ского и П.Т. де Шардена без переосмысления и развития идей ноосферизма на основе достижений науки наших дней и освоения новых возможностей обречены на безуспешность. В частности, в их времена в науке не были развиты теория информации и теория алгоритмов, не было никаких научно обоснованных представлений о том, что интеллект (разум) может быть общеприродным явлением, подчинённым определённым закономерностям.

По большому счёту, ноосфера Земли (биосфера в стадии ноосферы) предстаёт как информационно-алгоритмическая система, частью которой является человечество и каждый из людей.

Собственно об этом и писал В.И. Вернадский, хотя понятийный аппарат науки его времени, не знавшей теории информации, информационно-алго­ритми­ческих моделей интеллекта и объективных закономерностей управления в природе, в обществе и в технике. Не позволял в его времена описать многое в жизни ноосферы без того, чтобы не вызвать упрёки в подмене науки неким «мистицизмом» со стороны людей с крайне узким кругозором.

Но признание жизненно состоятельным учения о ноосфере как об информационно-алгоритмической системе, управляющей течением многих процессов в жизни Природы и общества. Обязывает переосмыслить и содержание социологической и экономической науки, на основе которых строится всё образование в области государственного и муниципального управления, управления в народном хозяйстве и т.п.

Примечание.

Если же говорить об отечественной литературе, то едва ли не единственное более или менее широко известное произведение, в котором отдана дань идее ноосферы и читателю даётся представление о её роли в жизни цивилизации, — социально-философский роман «Час быка» Ивана Антоновича Ефремова (ссылка), оказавший своё воздействие на формирование некоторой части ныне активных поколений. В нём И.А. Ефремов пишет как об уже достигнутом нашими потомками результате: «Очистка ноосферы от лжи, садизма, маниакально-злобных идей стоила огромных трудов человечеству Земли». При этом в одном из мест романа он подчёркивает: О ноосфере надо заботиться больше, чем об атмосфере. И это — действительно то, чем необходимо заниматься.
В аспекте физики ноосфера Земли — её полевая система, в которой есть сегмент, порождаемый биологическим видом Человек разумный. Ноосфера несёт информацию и алгоритмику управления, которая является высшей по отношению к индивидуально-человеческой, что выражается в статистике успешности / неуспешности деятельности людей как по одиночке, так и коллективной, что обусловлено реальной, а не декларируемой нравственностью людей.

См. дополнительные пояснения.

Видео:

/250_как устроен мир зазнобин/

/959_22 апреля родился писатель Иван Ефремов/

/7107-7124_Биосферно-социально-экономическая система_Величко/

***

Таблица для завершающей тренировки

См. пояснения по таблице.

Текст в курсе:

/Глава 9.2. Завершающая тренировка/

/Глава 10.0. Пояснение к словарю/

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *