10.1.8. Аналитика
Аналитика — это новая информация как новая связь данных, которые были получены посредством анализа и сложившейся методологии познания, в результате которых можно выявить то, что ранее было неведомо и не входило в ракурс рассмотрения.
Если дать очень грубый образ, связанный с вычислительной техникой, то аналитика — это результат работы Искусственного Интеллекта на основе нейронных связей и машинного обучения на основе БИГ данных.
Организация личной аналитики укладывается в шесть шагов алгоритмик:
1. Если у Вас есть достоверная информация и информационно-алгоритмическое обеспечение, на основе которых Вы можете вести деятельность с предсказуемым и желанным для Вас результатом, то у Вас нет надобности, в какой бы то ни было аналитике по этой теме.
2. Если у Вас нет достоверной информации и информационно-алгоритмического обеспечения, полностью обеспечивающих Ваши управленческие потребности, то Вам необходимо одно из двух или же их сочетание:
- аналитика, которая заполнит отсутствующую, но необходимую информацию и алгоритмику некими предположениями, по их сути — вымыслами, домыслами (из чего проистекают эти вымыслы и домыслы? — ответ на этот вопрос обусловлен Вашим кругозором и Вашей личностной познавательно-творческой — методологической (гносеологической) — культурой);
- ясновидение на основе экстрасенсорики — либо Ваше собственное, либо других лиц, — которое даст Вам достоверное непосредственное знание всего того, что Вам необходимо для деятельности.
3. И то, и другое (аналитика и ясновидение) для начала должны обеспечить верификацию исходных данных и целей деятельности (подтверждение правильности какого-либо действия, предмета или события после проверки). Поскольку на основе жизненно несостоятельных исходных данных или устремлений, практически невозможно получить жизненно состоятельный результат аналитики.
4. Поскольку и при достоверных исходных данных аналитика может быть ошибочной либо полностью, либо в каких-то деталях, Вы должны оценить и возможные ошибки, и связанные с ними риски. Для этого необходимо уметь пользоваться интуицией, а также — расширять кругозор, совершенствоваться в методологии познания и творчества.
5. Если оценки ошибок и рисков признаются приемлемыми, то можно действовать на основе аналитики и ясновидения.
6. Если оценки ошибок и рисков признаются неприемлемыми, то безопаснее не действовать, а вернуться к п. 1 и усовершенствовать результаты аналитики и ясновидения так, чтобы оценки ошибок и риски стали приемлемыми.
Аналитика, в смысле — её результаты — по сути своей всегда — это домыслы и вымыслы, т.е. плод интеллектуальной деятельности. Поэтому:
• не надо шарахаться от слов «домыслы» (к тому, что достоверно известно) и «вымыслы» (того, о чём достоверно ничего неизвестно), поскольку за этими словами якобы скрывается антинаучность;
• надо учиться «домысливать известное» и «вымышлять неизвестное» адекватно объективной реальности и своей субъективной потребности в деятельности и её результатах.
Аналитика как интеллектуальная деятельность, кроме безальтернативно необходимого владения методологией познания и творчества, требует ещё и владения несколькими массивами информации:
ПЕРВОЕ — знание объективных закономерностей, которым подчинена жизнь людей персонально, культурно своеобразных обществ, человечества в целом, которые уже упоминались ранее.
ВТОРОЕ — знание фактологии — как социальной и исторической, так и относящейся к предельно широкому множеству профессионально-специа¬лизи¬рованных сфер деятельности в прошлом и настоящем. Особо надо сказать о роли математики. Математическим аппаратом желательно владеть, поскольку матрично-векторное исчисление — инструмент описания и моделирования процессов взаимодействия элементов систем друг с другом, а теория вероятностей и математическая статистика — инструмент описания и моделирования множеств и процессов, протекающих во множествах.
ТРЕТЬЕ — знание научно-методологического обеспечения узко профессиональных сфер деятельности, если они становятся объектом аналитических исследований (предполагает, кроме знаний общих закономерностей шести групп, перечисленных ранее, знание физики, химии, механики, прикладных научных дисциплин соответствующей профессиональной области, включая и её прикладную математику).
Кроме того, и это — главное, — нравственно-этические качества претендентов в аналитики должны быть такими, чтобы они:
• брезговали угождением начальству или иным заказчикам аналитики (т.е. всё должно соответствовать словам А.С. Пушкина: «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен, правдив и свободен их вещий язык и с Волей Небесною дружен…»;
• им не была свойственна позиция «когда Я прав, а прав всегда Я», не позволяющая личностно развиваться и совершенствовать результаты аналитической деятельности: как было отмечено выше, всякая аналитика неизбежно может содержать некоторую ошибку, и вопрос только в том допустима она либо же нет по отношению к предполагаемой деятельности, но позиция «Я всегда прав», сопутствующее ей самодовольство не позволит увидеть и признать ошибки, без чего невозможно их устранение.
Если это им не свойственно, и они нравственно готовы угождать, и сами ищут кому бы угодить, то они заведомо неспособны выдавать достоверную аналитику во всех случаях, когда её результаты несовместимы с вожделениями начальства или иных заказчиков аналитики, с мнениями, господствующими в обществе или в том или ином профессиональном сообществе.
Поэтому неполучится научить аналитической работе людей, не обладающих:
1) эффективной личностной культурой чувств, мышления и психической деятельности в целом
2) широтой и детальностью кругозора
3) отсутствием склонности и готовности к угодничеству
4) порабощённых самодовольством
Не получится: даже в том случае, если они прослушают все предлагаемые программой учебные курсы, выполнят все задания и им будут вручены дипломы с квалификацией «аналитик» — в качестве эффективных аналитиков они не состоятся, хотя некоторые из них смогут стать плодовитыми и востребованными графоманами. Но жизнь неизбежно обнажит их несостоятельность в качестве аналитиков, а для заказчиков аналитики такое прозрение и разочарование может быть уже катастрофически запоздалым. Соответственно аналитиков невозможно подготовить в «полигонных» условиях на решении неких тестовых задач типа досуговых головоломок: в процессе подготовки аналитиков они должны принимать участие в анализе реальных проблем и проектировании концепций их разрешений.
Для дальнейшего понимания сути, надо изначально разобраться, а когда вообще возникает потребность в аналитике? — Тогда, когда мы сталкиваемся с той частью политики, главным образом, которая реализуется по принципу «кто знает — тот поймёт, а кто не знает или не понял — это его проблемы». А заинтересованные или просто любопытствующие лица — они не входят в круг тех, кого оповещают о том, что составляет предмет знания той политики, которая проводится по этому принципу.
Тогда и возникает вопрос: А чего происходит в мире, в стране или «где-то там»?
Тогда возникает аналитика.
В основе аналитики лежат разрозненные факты, которые аналитик либо сам ищет, либо которые ему заботливо подсовывают для того, чтобы им манипулировать.
Среди этих фактов могут быть как достоверные факты, так и заведомо выдуманные, и недостоверные.
Потом для аналитики нужна, какая ни наесть методология познания, которая должна быть работоспособной.
Ну а поскольку всякая методология познания преломляется через личностный субъективизм, то получается так, что аналитика может выявить какой-то процесс, о котором не принято говорить или о котором вообще никто не подозревает. Но в силу того, что факты не все достоверны или их неполнота имеет место быть, методология может быть в чём-то ошибочна, плюс субъективизм нравственно обусловлен и тоже может быть в чём-то ошибочен, — всегда аналитика содержит какую-то заведомо недостоверную информацию и… или, иначе говоря, — ошибку.
Поэтому вот это обстоятельство всегда надо принимать как данность.
Второй вопрос связан с тем, как мы собираемся использовать аналитику.
И тут получается так, что чем ценнее для нас результат — ожидаемый, — тем мы должны быть более строги в отборе аналитики потому, что если аналитика содержит всегда ошибку, то эта ошибка может быть и такой, что просто обесценит результат. Поэтому всегда работа с аналитическими результатами — это некий риск, и с этим риском в процессах управления надо чего-то делать.
Чего делать? — Создавать такое настроение, когда интуиция говорит, что «да, в аналитике всё логично-безупречно, факты достоверны, но, тем не менее, это полная недостоверность и на неё надо реагировать…
Или это достоверно, но в силу того, что процессы неподконтрольны тем, кто ими занимается, в полной мере, результат будет совершенно другой». Поэтому если есть аналитика, то должна быть и интуиция, которая бы её оценивала просто «эвристическими методами» вне какой-либо формальной логики, т.е. чувством меры. Это касается любой аналитики,
Бывают такие вещи, когда «полёт фантазии» — оказывается более весом, чем то, что реально имеет место. И это свойство любой аналитики, которая производится любым человеческим разумом.
Любая аналитика должна делаться не для того, чтобы вы полагались во всём на неё, а для того, чтобы вы, получив аналитику, произвели новый анализ и далее думали сами.
В том числе и критически относились к самой этой аналитике. Потому, что, насколько известно, пророков среди нас… чего-то не видно… кто бы выдавал истину без каких-либо ошибок. Причём даже, если бы кто-то и выдавал, то всё равно найдётся кто-то, кто, восприняв текст или слова, извлечёт из него не тот смысл, который в него вкладывали. Потому, что отношение к любому тексту и к любым словам — оно всегда двоякое. И вот это — вторая сторона вопроса, что из текста или слов извлекают смысл, которого там никогда не было, это тоже имеет место.
Вся убогость ситуации том, что люди не хотят развиваться, они не хотят сами думать и различать. Они не хотят собирать информацию и правильно её анализировать. Они хотят получать готовую аналитику, разжеванную с ответами на все их вопросы и при этом, чтобы ответы не входили в конфликт с их строем психики.
Если бы у простых людей всё бы было нормально с личностной культурой психической деятельности в целом, с личностной культурой чувств и с личностной культурой интеллектуальной деятельности, то вопрос о том правильная или не правильная чья-то аналитика у них бы не вставал. Они бы сами всё могли оценить. Поэтому выход здесь только один — наведите порядок в собственной психике, чтобы она не «глючила», осваивайте диалектику как искусство выявления неопределённостей и их осмысленного разрешения.
При этом, есть мысли, которые не укладываются в стандарт «подлежащее, сказуемое и «определённый артикль» на букву «б», который в русском языке, якобы можно ставить, в любом месте, и не один раз в предложении». Те, кто считает, что между там пивом и футболом по телевизору он может вершить великие дела, — он заблуждается… потому что, чтобы не быть жертвой чужой аналитики или графоманства на политические темы, надо навести, прежде всего, порядок в собственной психике.
Вот от этого никуда не денешься.
Порядок в собственной психике наводится исходя из одного единственного — в лексике примитивного — принципа «Жить под властью диктатуры Совести».
Если по этому пути идти, то примерно за год, за полтора можно навести порядок в собственной психике, после чего она будет выдавать в большинстве случаев достаточно достоверные для жизни результаты аналитической деятельности и прогностики.
Ещё хочется заметить, что при осуществлении аналитической деятельности и выдачи неких прогнозов, может присутствовать ряд несбывшихся прогнозов о дальнейшем течении событий. Это результат того, что фактическое течение событий произошло не по тем вариантам, которые были оглашены и это, по сути, нормально, так как:
* Аналитическая прогностика, в отличие от пророчеств, даваемых Свыше, которые всегда неизбежно сбываются, — представляет собой некоторое множество вариантов возможного течения событий в будущем. Но это множество не полно и кроме реальных возможностей в него могут попадать и нереальные, поскольку аналитика включает в себя вымыслы и домыслы, которые могут быть в чём-то ошибочными. Но даже если в прогностике не было нереальных вариантов. То психодинамика общества (включая и государственное управление, и самодеятельность людей и социальных групп), реализует один единственный вариант, который может входить в выявленное в аналитике множество вариантов, а может и не входить в него, т.е. стать полностью неожиданным.
* Кроме того, сам факт оглашения прогноза — это воздействие на психодинамику общества, т.е. оглашение прогноза, может быть управленческим актом, направляющим психодинамику на реализацию определённого вектора целей. А может быть актом саморазрушения устойчивого процесса управления (самоуправления) — в зависимости от того, кто и что оглашает по отношению к какой из одновременно реализующихся нескольких концепций управления. Поэтому оглашение прогноза может заблокировать реализацию неприемлемых вариантов течения событий, может разрушить желанные варианты работы психодинамики общества, а может стимулировать развитие тенденций, которые бы сами собой заглохли, будучи подавленными развитием других тенденций.
Поэтому перечень несбывшихся прогнозов сам нуждается в анализе, чтобы выделить в нём то, что:
* могло сбыться, но не сбылось в силу воздействия неучтённых объективных факторов или в силу проявлений чьего-либо непредсказуемого субъективизма.
* не могло сбыться в силу того, что в ходе прогнозно-аналитической деятельности были допущены ошибки и в ранг достоверных исходных данных были возведены чья-то ложь (fake-news) или же иллюзорные вымыслы и домыслы (вожделения, опасения и т.п.) вошли в итоговые результаты прогнозно-аналитической деятельности.
Но такой анализ несбывшихся прогнозов должен представлять интерес, прежде всего, для самих творцов несбывшихся прогнозов, поскольку он позволяет выявить и устранить «глюки» в их личностной познавательно-творческой культуре, что откроет возможности производить в будущем более надёжную аналитику.
Для подавляющего большинства непричастных к производству несбывшихся прогнозов оглашение такого рода анализа — это удовлетворение их праздного любопытства, включая и его злорадную компоненту. Когда прилив положительных эмоций у субъекта вызывает сообщение о том, что кто-то другой в чём-то ошибся. Ведь никто из таких праздных оценщиков чужих успехов и ошибок не имеет намерений оказать помощь в повышении достоверности прогнозно-аналитической деятельности в будущем. И тем более, не имеет намерений принять на себя ответственность, перед людьми и Всевышним, за то, чтобы сделать жизнь лучше в реальности, а не уповать на Золотую рыбку.
Примечание
Ныне есть компьютерные технологии, именуемые «Big Data» — «большие данные». С их помощью, собирая разнородную информацию, можно выявить:
• статистические распределения, которыми характеризуются состояния разного рода множеств и процессы во множествах (в обществах — множествах людей, в экономиках — множествах предприятий, в иных множествах);
• взаимосвязи разнородных статистических распределений друг с другом (корреляцию), на основании которых можно выявить и причинно-следственные связи, порождающие эти взаимосвязи статистик;
• элементы множеств, которые не укладываются по разным причинам в статистические распределения;
• а также технологии больших данных и результаты их применения могут быть использованы в постановке и решении прогнозно-аналитических задач — задач многовариантного моделирования течения событий как в пределах государства, так и в глобальных масштабах.
Но и до появления технологий «Big Data» некоторые люди были внимательны и осмысленно относились к тому, что те или иные события и факты не укладывались в соответствующую «типичность» (в основную статистическую массу), вследствие чего именно эти факты становились предметом особого изучения, и это во многих случаях давало свои результаты.
Кроме того, такие люди понимают, что неуправляемых устойчивых процессов не бывает, а значит они видят и системные факторы, позволяющие проводить системный анализ для получения адекватных выводов там, где остальные люди видят бессмысленно-бесцельную игру «слепых стихий» и случайностей. И это главные характеристические и отличительные качества настоящих аналитиков.
При этом, для того, чтобы полноценно оценивать аналитику, необходимо самому адекватно понимать, что такое аналитика и что она может и чего не может, чем, кем и как обусловлены её возможности и невозможности. А для этого необходимо самому начать аналитическую деятельность и совершенствовать свою личностную познавательно-творческую культуру.
См. дополнительные пояснения.
См. текст в курсе:
Литература:
/370_Дополнение по теме аналитика/
Видео:
/7291_Зачем матстат и тервер коротко/
/175_Разрушение СССР и КГБ и кадры/ - существующая погрешность аналитики
***
Таблица для завершающей тренировки
См. пояснения по таблице.
Текст в курсе:
/Глава 9.2. Завершающая тренировка/
/Глава 10.0. Пояснение к словарю/
Следующая страница ➤
Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку
* * * * * * * * *