Глава 0__Глава 10

10.12.15. Миропонимание

См. слово Образ

См. слово Знак Символ

См. слово Слово

См. слово Понятие

См. слово Понимать

См. слово Мировоззрение

См. слово Я и Я-центризм

См. слово Познание

Мировоззрение – это образные представления о Мире. Это модель Мира, которая существует в психике человека.

Миропонимание – это выражение мировоззрения в лексике некоего языка, либо языка в общепринятом понимании, либо каких-то узкопрофессиональных языков, в том числе и символьных.

Миропонимание — это возможность через сложившееся мировоззрение адекватно выразить и описать через однозначно привязанные к личным образам знаки, те или иные объекты и явления из окружающей среды. В роли знаков могут быть – рисунки, звуки, слова и так далее.

Миропонимание — это совокупность образов и слов в понятия, которые собраны в одну целую систему, позволяющую передавать информацию и принимать её без искажений. Зависит от того, какое мировоззрение.

Понимание означает возможность передать без искажений образы

Знание означает возможность адекватно отображать окружающий мир в образах.

Умение означает возможность образы воплотить в вещественную материю

Для того, чтобы миропонимание было адекватным, необходимо исключить принцип, который известен по поговорке: «Хоть горшком назови, только в печку не суй».

Почему это необходимо исключить?

Потому что, если что-то названо горшком, а оно горшком не является по своей сути, то неизбежно ситуация, – она запрограммирована в вероятностно-предопределённом смысле, когда кто-то возьмёт это и засунет в печку. Вот для того, чтобы всё было безопасным – всё надо называть адекватными им именами, и точность словоупотребления – это один из элементов личностной культуры. Неточности в словоупотреблении в каких-то ситуациях допустимы, а в каких-то ситуациях они неизбежно влекут за собой ошибки в деятельности тех, кто воспринимает поток слов в письменной или изустной форме. Существует такая метафора, что если миропонимание правильно, то оно подобно кубику Рубика. Одна грань – это мировоззрение. Естественно оно должно быть собрано правильно, другая грань – это лексические формы. И вот когда весь кубик Рубика собран правильно, то миропонимание у нас правильное.

Получается что, миропонимание – это единство мировоззрения и лексических форм. Остальные грани в этой метафоре, обозначают те связи между элементами мировоззрения, образами, мультиками, какие есть в психике, и языковыми формами, через которые мы объясняем Мир другим людям или пытаемся понять то, что они нам говорят.

Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение, представляя собой субъективную модель Объективной реальности на основе образов, свойственных психике индивида, может существовать и без языковых средств.

Одно и то же мировоззрение может выражать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных народов, обладающих языковым своеобразием их культур.

Понятие — это определённость взаимного соответствия в психике индивида слова, словосочетания, фразы, символа, группы или последовательности символов того или иного языка, употребляемого обществом, — с одной стороны, и с другой стороны — субъективного образа, ви́дения (а также и других понятий).

Миропонимание как явление в психической деятельности личности это — совокупность понятий и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. Поскольку всякое понятие — двухкомпонентное явление (определённый образ + определённое слово, словосочетание), то понятия в этой совокупности могут быть взаимно связаны как на уровне языковых средств, так и на уровне образной составляющей.

Это — мозаичные миропонимание и мировоззрение.

Отсутствие такого рода определённых взаимосвязей между понятиями, порождает калейдоскопические миропонимание и мировоззрение.

Теперь подойдём к этой теме несколько с другой стороны.

Поскольку миропонимание есть совокупность описаний образов, присутствующих в мировоззрении, то оно также может быть представлено в модификациях:

ПЕРВЫЙ — «Я-центричный».

В нём мысленное древо развивается в разных направлениях от собственного «Я», берущего на себя роль, начала отсчёта системы координат. В процессе развития мысленного древа в его разрозненные ветви вовлекается всё новая и новая информация, относящаяся к самым разным областям жизни и деятельности личности и общества современников и человечества в целом. Мышление уровня сознания представляет собой единство потока эмоций и потока языковых конструкций и образных представлений (это можно назвать эмоционально-смысловой строй души). Эмоции, в свою очередь, представляют собой выход на уровень сознания в форме предельно обобщённой оценки «хороше­го» или «дурного» настроения осознанно не осмысленных нравственно обусловленных результатов деятельности бессознательных уровней психики личности, в своих возможностях обработки информации многократно превосходящих уровень сознания. Нормально взаимоотношения сознания и бессознательных уровней психики таковы, что бессознательные уровни несут основную нагрузку по обработке информации и выработки поведения, а уровень сознания осуществляет настройку «автопилота» бессознательных уровней психики на разрешение тех или иных проблем и решение задач.

При «Я-центричной» алгоритмике психики, поток эмоций обусловлен теми обстоятельствами, которые непосредственно воздействуют на личность. В результате изменяется осознание собственного «Я». Поэтому в зависимости от того, в каком эмоциональном настроении человек с «Я-центричным» способом миропонимания берётся за те или иные дела, он в них достигает большего или меньшего успеха либо терпит крах. А многие процессы он просто не в состоянии осмыслить потому, что за время, необходимое для этого, у него неоднократно меняется «начало координат», от которого он выстраивает мысленное древо. И всякий раз со сменой начала координат процесс мышления разрушается, не достигнув результата или придя к ложному результату. Иными словами для того, чтобы додуматься до чего-то нового и жизненно состоятельного, необходимо не только предварительно освоить некоторый минимум сведений, но и быть в настроении, позволяющем додуматься.

В противном случае процесс мышления в необходимом направлении либо не начнётся, либо, начавшись, уклонится на другую тему или прервётся. Вследствие такого рода неустойчивости процесса «Я-центричного» мышления даже в тех случаях, когда об одних и тех же проблемах в жизни общества иногда начинают задумываться миллионы, до жизненно состоятельных ответов на них додумываются только десятки, а то и единицы.

Соответственно, необходимо учиться быть властителем своего настроения — эмоционально-смыслового строя души.

С другой стороны, оценив реальную нравственность носителя «Я-центричной» алгоритмики психики и управляя его эмоциями, его можно подвести к определённым мнениям и удержать от того, чтобы он пришёл к каким-то другим нежелательным для опекуов мнениям.

«Я-центричному» миропониманию свойственно некоторая калейдоскопичность, в том смысле, что в нём разные понятия оказываются разрозненными, не имеющими связи друг с другом; то же касается и взаимосвязей понятий и объективных явлений.

Я-центризм алгоритмики психики и миропонимания естественен для детей в процессе их личностного становления. Но по мере того, как человек, взрослеет, он обращает внимание на взаимосвязи, как ему прежде казалось разрозненных понятий в его психике и разрозненных явлений в жизни, и он начинает искать и вырабатывать в себе альтернативу Я-центризму. Хотя может и не осознавать этого и не знать каких-либо названий для того, что мы назвали «Я-центризмом», и для альтернативы ему.

В результате поиска альтернативы складывается второй способ миропонимания.

ВТОРОЙ — Миропонимание в иерархии Всевышнего.

В нём мысленное древо развивается в последовательности:

Всевышний Þ Тварное мироздание Þ предмет внимания человека во взаимосвязях этого предмета со всеми остальными выявленными им в течение жизни объектами и субъектами.

В этом миропонимании есть «камертон», обеспечивающий соответствие эмоционального и смыслового строя души человека и Жизни как таковой:

Всевышний — это Вседержитель и он не ошибается. Всё, что свершается, свершается наилучшим возможным образом. Но по отношению к обществу это справедливо с оговоркой: при тех нравах и этике, которые свойственны людям.

Осознание этого факта должно сопровождаться радостью — положительными эмоциями и жизнеутверждающим спокойствием. В таком эмоционально смысловом строе алгоритмика психики человека работает наилучшим образом, решая проблемы, с которыми его сводит Жизнь, и устраняя допущенные им же в прошлом ошибки. В миропонимании под иерархией Всевышнего, калейдоскопичность устраняется непрестанно, мир представляется всё более детальной мозаикой. «Начало координат» в нём в принципе объективно неизменно, что является непоколебимой основой для устранения всех ошибок миропонимания и личностного развития человека. Но культура современной цивилизации такова, что Я-центризм психики в той или иной степени сохраняется и у большинства взрослых, а те, кто так или иначе перешёл к миропониманию в иерархии ВВИ, в какие-то моменты срываются в «Я-центризм» под воздействием каких-то свойственных им ошибок сложившейся нравственности. Интеллектуальная же мощь всякого индивида в решении всех проблем, которыми он занимается, реализует себя всегда в русле определённого способа миропонимания: либо «Я-центричного» либо, иерархии Всевышнего.

Есть поэтапность движения информации, которые необходимо проходить в обязательном порядке для реализации необходимых задач в обществе

См. дополнительные пояснения.

Текст в курсе:

/Глава 3.8.1. Образы/

Литература:

/248_Типы мировоззрения и миропонимания/

Видео:

/7160_3. Типы мировоззрений/

***

Таблица для завершающей тренировки

См. пояснения по таблице.

Текст в курсе:

/Глава 9.2. Завершающая тренировка/

/Глава 10.0. Пояснение к словарю/

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *