Глава 3__Глава 3.9__Глава 3.9.15.

3. 9. 15. 1. Алгоритм 1

Алгоритм работы с информацией № 1.

Предложенная технология после полного освоения позволит в 10 раз сократить время на освоение новой информации и почти в 100 раз увеличит качество этого усвоения.

К примеру, человек, который научился на автомате использовать эту методику, может за одну неделю освоить курс Биологии средней школы и сдать экзамены на твёрдую четвёрку. То есть, он становится во много раз умнее, способнее, сообразительнее всех остальных людей.

Что необходимо подготовить заранее для прохождения этого раздела.

  1. Большую толстую тетрадь формата А4.
  2. Три ручки с разным цветом чернил – синюю, чёрную и красную.

Если вы проходите, весь курс по порядку, то вы естественно уже освоили навыки образования и натренировали свою память. Именно хорошая память и умение создавать и запечатлевать с сохранением получаемые образы, является базисом для любой работы с информацией. Обращение к образности и к памяти происходит на каждом обязательном этапе освоение любой информации.

  1. Первый этап — это поиск информации.
  2. Второй этап — это понимание, запоминание.
  3. Третий этап проверка и закрепление.

В большинстве своём мы обучаемся и получаем новую информацию из текстов.

Конечно, на сегодня видеоинформация сегодня начинает захватывать очень большие группы людей, и они не только утрачивают навыки работы с текстом, но даже не выходят на уровень их минимального освоения. Видеоинформация не может заменить текстовую информацию по своей сути, так как, чтобы происходило полноценное обучение и образование, человек должен сам создавать образы. Он должен сам соединять именно свои образы. И соединять именно свои образы с подобными образами из своей памяти по смыслу, а не использовать готовые видео шаблоны и чужые образы. Готовые картинки практически не создают долговременных новых нейронных и синаптических связей. В итоге человек принимающий информацию из видео потока не в состоянии адекватно её осмыслить, запомнить и сохранить. По сути, время потрачено и человек вроде что-то получил, но всё это тут же растворилось. У него остаются лишь закладки от сценаристов и режиссеров, которые они хотели заложить и которые заложили на бессознательный уровень индивидам через эмоциональные всплески психик смотрящих, исходя из сюжета или шокирующей разовой информации.

Методику, которая прилагается ниже, можно конечно использовать и для работы с видеоинформацией и с любой другой, но для этого надо иметь особый алгоритм-навык, доведённый до автоматизма. К тому же, надо всегда знать, что на данный момент, «склеивают» картинки в видео далеко не добронравные индивиды и поэтому доверять любому видео ряду нельзя изначально. Потому что, вы не только лишаетесь возможности, создавать свои образы, так вы ещё и открываете своё подсознание для чужих образов, которые ушлые деятели научились внедрять в вас без вашего желания. Поэтому начинать необходимо именно с работы с текстом. Именно текст, даёт базовую возможность проходить весь цикл образования и запечатления в спокойной и продуктивной форме.

Надо понимать, что вся информация в нашем головном мозге и в подсознании хранится в образах, которые создаются нейронно-синаптическими связями и по сути это объёмные связи.

На данном этапе развития, человек не может передать свою личную информацию, которая у него есть в образах, напрямую другому человеку, через полевую составляющую своего подсознания. По сути, он должен этот образ перевести в некий код. И уже потом, этот код превратить в некую линейную последовательность в виде связанных звуков через речь или связанных графических знаков в виде букв, слов, предложений в форме текста, или в самой простую форму в виде графических линий, которые примитивно повторяют некие очертания образов. После чего другой человек, имея метод расшифровки, декодирует линейную информацию и через способность образования создаёт некую копию тех образов, которые хотел ему передать другой человек. Что и приводит к получению новой информации.

Отсюда следует простой вывод. Что, без навыков работы с информацией для её кодирования и декодирования, современный человек не в состоянии полноценно функционировать в сообществе себе подобных. А значит, надо этому учиться и не просто учиться, а обрести определенные навыки по этой теме до степени автоматического их применения на бессознательном уровне.

И начинать следует с работы с текстом.

«Стандартный Алгоритм»

Существует некие обязательные режим работы с текстом.

  1. Ознакомление. На этом этапе необходимо кратко определиться, что вам надо, что лишнее и вообще «Зачем» вам это надо. Поставка цели.
  2. Поиск информации. Поиск на возникшие вопросы, которые обусловлены целью.
  3. Анализ. Выделение главного из имеющейся информации.
  4. Запечатление главного, структурирование в иерархию.
  5. Образование и обучение, запоминание, закрепление, получение навыков через творчество и реализацию.

Самое первое и самое главное – это постановка цели.

При первом знакомстве с информацией необходимо на этом этапе наработать навык целеуказания.

Открываете первый лист в вашей тетради и своей рукой чертите таблицу из трёх колонок.

Таблица №1

Таб. 3. 9. 15. 1. -1

Заполнение этой таблицы необходимо, для того чтобы ваше подсознание выстроило необходимую иерархию в алгоритмах и получило основное целеуказания и у вас начался формироваться процесс по складыванию матрицы будущих состояний.

Здесь и в последующих примерах вам необходимо самостоятельно выполнять необходимые задания, повторяя их очень много раз. То есть, если указывается довести предлагаемый навык до автоматизма, то вам необходимо выполнить предложенное задание возможно 50 раз или даже 70 раз, иначе всё будет бесполезно. Потому, что созданные новые нейронно-синаптические связи не окрепнут, образы не закрепятся и всё быстро забудется и вытиснится привычными алгоритмами, которые вы имеете на данный момент. Так что, не ленимся, повторяем и ещё раз повторяем.

Позже вам будет дано задание, составить список из 50 желаний, направлений, интересов и кратко их расписать, заполнив таблицу, как показано на примере ниже.

В нашем случае мы приведём несколько примеров, а остальные примеры вы можете придумать сами, исходя из общего смысла, и как говорилось выше, ваша главная задача довести новый навык до автоматизма. До такого автоматизма, чтобы вам хватало одной мысли о цели вашего будущего изучения, и вы мгновенно имели расклад сути на три колонки.

Внимательно просмотрите пример и разберитесь со смыслом.

Таб. 3. 9. 15. 1. -2

Теперь перед вами стоит задача составить (придумать) список как минимум из 50 желаний, направлений, интересов, наподобие первой колонки из примера. После этого их надо вписать в первую колонку таблицы № 1 и заполнить все остальные колонки.

Доводим до автоматизма навык составления цели на множестве примеров, которые вы подобрали.

После этого немного углубимся в суть наших целей.

Перед началом работы с любой информацией вы должны иметь ясные цели – ЗАЧЕМ вам это надо.

Слово «ЗАЧЕМ», это волшебное слово для вашего подсознания. Через цепную реакцию по этим словам можно выйти на предельные ваши желания и приоритеты.

То есть, если вы что-то захотели и сами себя спросили – зачем вам это надо, то получив самый первый ответ, вы можете повторить вопрос и задать его уже пришедшему ответу. И так если подряд задать несколько вопросов «ЗАЧЕМ», то в пределе вы как по волшебству можете прийти к банальной животной потребности. По сути, это небольшой самостоятельный тест для определения уровня развития своей психики.

Допустим, я хочу машину.

Зачем? – чтобы на ней ездить.

Зачем ездить? – чтобы быстрее добираться до работы.

Зачем быстрее добираться? – чтобы было больше свободного времени.

Зачем больше времени? – чтобы больше отдохнуть.

Зачем больше отдыхать? – что бы было больше удовольствий.

Зачем больше удовольствий? – чтобы …. .

По сути, вышли, на то, что машина нужна для большего удовлетворения животных удовольствий.

Теперь вам надо взять пока 20 любых своих сокровенных желаний и мечтаний по жизни – любых.

(Пишите, не стесняйтесь и не ленитесь всё это в вашу большую тетрадь). Если вы честно подойдёте к этому заданию и «прогоните» каждое желание и мечту через цепочку вопросов ЗАЧЕМ, то возможно вы поучите в своём большинстве некую сжимающуюся воронку. Потому, что некоторые ответы будут сходиться к одному похожему ответу и в пределе этой воронки останется лишь несколько животных удовольствий. Так как ответы начнут повторяться, и их можно будет объединять.

По этой методике можно прогнать весь ваш вектор целей и выйти в принципе на вашу главную подсознательную цель, которая, скорее всего, была вам навязана современной извращенной культурой и окажется, что вот именно ради этого вы и живёте, дышите, работаете, суетитесь и так далее.

Этот навык очень важен, так как он не только тренирует умение создавать некую иерархию в своих целях, но и способствует выделению неких точек контроля и определения объектов контроля при поступательном движении к любой цели.

По большому счёту любая работа с информацией должна иметь как конечную цель для индивида, так и промежуточную, которая касается именно этой информации, и именно поэтому, опять вернёмся к нашей Таблице № 1.

Таб. 3. 9. 15. 1. -1

Возвращаемся к тем 50 направлениям, которые мы уже отрабатывали и проходим их заново, но с уже отработанным навыком «ЗАЧЕМ». То есть, пытаемся по новому подойти к вопросу, зачем это вам надо вообще, исходя из того, чтобы это «ЗАЧЕМ» приводило в пределе именно к вашему не животному вектору целей. Дабы стремление к животным потребностям и удовольствиям у нас, как некие целеуказания для подсознания, пресекались с самого начала. По сути, учимся подгонять надобность любого текстового прочтения, именно к вашему, личному вектору целей и именно это записываем в третью колонку.

Тренируемся, не ленимся, чем больше примеров вы разберёте, тем быстрее подсознание будет работать по-новому, тем быстрее оно начнёт по-новому выставлять все промежуточные целеуказания, тем быстрее оно будет на автомате подчинять всё и вся вашему осознанному вектору целей. То есть, вы начнёте полностью управлять самим собой.

Чтобы работа с любой информацией была успешной и продуктивной, вы должны изначально понять, как работает сам принцип декодирования, понимания, запоминания и сохранения. Поэтому, в дальнейшем, сначала будет всегда поясняться суть методик. Так как именно понимание, что делать и как, выводит нас на некий осознанный алгоритм работы. После чего мы можем этот алгоритм опробовать и в дальнейшем, наработать соответствующий навык. Что впоследствии нам через бальное многократное его применение позволит довести всё это, до бессознательного автоматизма его применения, когда это будет необходимо. Следовательно, сделаем ещё раз упор на то, что сначала надо понять, как всё делается, это понимание преобразовать в алгоритм действий, после чего этот алгоритм перевести в творческую реализацию получения новой информации, закрепить повторением и обязательно его реализовать по жизни для выполнения своего вектора целей.

Именно о конкретной необходимости воплощения и реализации в реальности полученных новых навыков работы с информацией по жизни надо всегда помнить. Иначе режим обучения и освоения нового, может быть зациклен бесполезностью, как таковой. То есть, это когда индивид впадает в режим изучения нового ради самого процесса изучения.

Как говорилось ранее, вся информация, которую мы можем получать, в своей основе имеет линейную форму кодирования.

То есть речь, звуки, тексты, картинки и т. д. это всё связанные некие данные в упорядоченные цепочки. Которые мы на основе неких алгоритмов переводим через образное мышление в объёмные нейронно-синаптические связи в головном мозге. Что и создаёт в нашем подсознании образы и образные связи, которые складываются в наше мировоззрение, которое и является для нас некой моделью окружающей нас среды.

Человек, по сути, мыслит, и обрабатывает информацию, работая с образами, а принимает информацию и передаёт её именно через разнообразные линейные упорядоченные формы. Поэтому, умение кодировать и декодировать информацию из образов в линейный вид и обратно и есть самые главные направления для наших занятий и нашего развития. По большому счёту, чем мы и занимались в той или в иной мере, когда изучали разделы самообразования.

На данном этапе, мы более углубленно займёмся раскодированием текста и переводом его в связанные образы с упором на получение навыков выделения главного смысла. То есть, навыка поиска главного образа, который автор заложил в своём тексте.

В итоге, мы должны научиться быстро, создавать образный аналог того, что имел в виду автор. А это возможно, если только все слова, которые он использовал в своём тексте, вы правильно наделили соответствующими образами и правильно их соединили между собой. Но вся сложность заключается в том, что в ходе неких исторических событий, однозначная образность русского языка была утрачена с ликвидацией множества букв из истотной буквицы. В результате чего одно написанное слово может в пределе нести привязку к разным образам (лук репчатый и лук для стрельбы). Поэтому, сегодня на первый план выходят уже не сами связки слов с образами, а некие ассоциации, которые возникают исходя из смысла, заложенного в законченных предложениях и даже абзацах. По сути, мы должны постоянно искать некие ассоциативные связи предложенных слов с образами в нашем мировоззрении, дабы найти похожие варианты и хоть как-то их прикрепить по законам подобия и общего смысла. Для упрощения этой задачи мы должны наработать некий новый навык поиска именно главных образов и главных ассоциаций и уже, потом, опираясь на эту основу воображать главный образ и находить главный смысл, который был заложен в тексте.

Каждое предложение в тексте это законченная мысль, а значит и сформированный некий целостный образ. Текст это упорядоченный набор предложений, а значит это некая совокупность отдельных образов от предложений собранных по некой схеме. То есть, это некий алгоритм. Наша задача из всех образов найти в тексте самые главные, самые фундаментальные образы и связать их в порядок, который соответствует алгоритму текста. После чего мы уже сможем намного быстрее освоить текст, понять его смысл, сохранить и при необходимости передать своими словами без искажений.

Для этого нам необходимо освоить метод линейного алгоритма работы с текстом.

Он состоит из нескольких обязательных действий.

В самом начале, мы должны определиться с приоритетами, то есть выстроить смысловую иерархию и выбрать цель. Для нас на первом месте должна стоять наша цель, а после неё способ достижения этой цели. Мы ставим цель и потом подбираем способ достижения этой цели. После этого определив механизм достижения чего-то, мы будем исследовать, куда он нас может завести в этом конкретном случае.

По сути, мы должны определиться с полноценной целью. Что именно мы ищем в тексте, какую информацию в тексте мы хотим найти. Какая самая главная тема, вокруг которой и будет разворачиваться вся работа, дабы в конечном результате мы получили ответ на вопрос, который для нас на данный момент очень важен.

После этого мы должны поставить себе задачу, что при работе с текстом нам необходимо выделить основные пути достижения этой цели, мы должны выяснить, как её реализовать и найти наилучший алгоритм для её достижения, найти наилучший путь, который будет короче и менее затратный.

С первым вариантом нет ничего сложного, надо банально выявить факторы окружающей среды которые давят на данный момент и определиться, что именно давит, это, по сути, и будет наша надобность, цель, достижение которой решит нашу проблему.

И именно это мы определяли через работу с таблицами.

Определившись с целью нам надо эту цель перевести в образ, зафиксировать через образную схему и к этому образу присоединить образ реализации этой цели который мы будем раскрывать в ходе работы с текстом. На данном этапе, он может быть в самом упрощенном виде, так как нам важен сам факт его существования в нашей программе будущих действий.

Разберём на примере как это должно выглядеть.

По большому счету, как только перед нами оказывается некий текст, мы сразу должны внятно поставить себе задание и определиться, какая у нас цель относительно этого текста. И какие могут быть пути достижения этой цели, которые мы хотим раскрыть из информации этого текста.

К примеру, с определением обобщенной цели, мы уже разбирались и это у нас результат работы, который мы сформировали в своей таблице.

Таб. 3. 9. 15. 1. -3

Далее мы должны определиться, что с этой целью нам делать, и поэтому нам необходимо задать два вопроса:

Что будем изучать?

и

Как будем изучать?

По большому счёту, мы исходя из нашей цели, должны выбрать главные объекты изучения, о которых хотим узнать из текста и определиться, как будем достигать поставленную цель, используя текст. Именно оттого, что мы хотим получить на выходе и зависит наш выбор методик, которые мы будем использовать при работе с имеющейся информацией.

Если очень кратко. Допустим, у нас есть некая задача узнать всё о компьютерах и перед нами находится текст о компьютерах. Обдумывая, как следует нашу задачу, мы составляем таблицу по указанной методике выше.

Таб. 3. 9. 15. 1. -4

После чего мы задаём вопросы и создаём ответы:

  1. Что будем изучать?

 Ответ – компьютеры, как их применяют, как их делают.

  1. Как будем изучать?

Ответ – выберем главные пункты и составим конспект, выучим наизусть самые главнее определения о применении и о изготовлении компьютеров.

То есть, отвечая на первый вопрос, мы очень кратко определяемся с предметами изучения. А, отвечая на второй вопрос, мы определяемся с формой изучения и с тем, что мы должны получить на выходе. Как читать (скорочтение или особый подход), что фиксировать, как и что запоминать и тому подобное.

К примеру:

Краткий перечень с определениями или небольшой конспект, краткое описание в виде рассказа или реферат, презентацию или курсовой, дипломную работу или тезисы для выступления, заучивание наизусть «главного» для эрудиции или подготовку к экзамену, подготовка к докладу и так далее. То есть, нам надо определиться – как мы будем изучать и что у нас в итоге должно получиться.

И это должны быть не просто два ответа, это должны быть два образа, которые подчинены нашей цели и главному вектору целей вообще. По сути, мы должны таблицу расширить и преобразовать в образы.

Эту картинку необходимо проработать по всем правилам ОБРАЗОВАНИЯ.

Для этого смотрите раздел про образование.

После чего необходимо вернутся к нашей тетради, и довести до автоматизма навык составления подобных схемообразов, переведя все наши 50 примеров с которыми мы работали ранее в таблице № 1 в соответствующие образные схемы как показано выше.

Дабы впоследствии вы могли при обращении к любому тексту не только составить таблицу, но и получить полноценный образ своей цели будущего чтения.

Тренируемся, не ленимся и всё рисуем своими руками.

Через творческое создание в своём воображении соответствующих образных схем, через ответы на поставленные выше вопросы, будет формировать в нашем подсознании некая структура (дерево, скелет), на который мы в последствии и будем «вешать» соответствующие образы, которые будем вытягивать из текста.

Без образного разбора и формирования цели, вообще не стоит ничего читать, ничего изучать и не тратить время на работу с любым текстом. Так как это впустую перемалывает биологические ресурсы вашего организма. Любое чтение должно быть обусловлено смыслом и надобностью, и оно должно быть обязательно образно привязано к главным образам в вашем подсознании.

Алгоритм работы с информацией № 1.

Теперь подробнее разберём самый стандартный алгоритм работы с текстовой информацией по основным пунктам. Этот стандарт пригоден для разбора небольших текстов и как основа для средних текстов. Впоследствии будет дан ещё один алгоритм для работы с большими объёмами информации (книги, учебники).

Алгоритм № 1 включает в себя несколько обязательных пунктов:

  1. Цель нашего чтения (об этом говорилось выше).
  2. Обработка информации (поиск главной информации, выборка, классификация, структурирование, создание своих образов и их соединение, и вписывание в своё мировоззрение). То есть, мы выделяем главные образы, осмысляем их и понимаем, после чего помещаем их в некую структуру. (за основу используются категории Материя Информация Мера)
  3. Материализация выборки. Всё что делается во втором пункте, необходимо сразу превращать в реальные вещественные объекты – перечень, краткий список, конспект, рисунки, блок схемы, Опорные Сигналы (будет рассказано ниже), образные схемы и т. д. В конце чтения необходимо всё обобщить, связать в одну целостную структуру и нарисовать одну образную схему.
  4. Запоминание основ выборки и результата обобщенной работы пункта № 3 через приобретенный навык в разделе «тренериум память».
  5. Активное воспроизведение и сохранение результатов пункта № 4 через многократное повторение и прогон по воронке с использованием специального режима исходя из критериев надобности и предполагаемого использования в жизни.

Примечание 1.

Пункты номер 2 и номер 3, необходимо делать одновременно по ходу чтения.

Примечание 2.

Сейчас необходимо подробнее остановиться на сочетании слово – «образные схемы».

По большому счёту, можно сказать, что это некая аналогия очень разрекламированных «Mind Map». Так что, если будут некие непонятности и вопросы, то тогда можно очень много нюансов взять из Интернета, вбив в пусковую строку любого браузера именно эти слова на английском языке.

В нашем случае образные схемы это выборка самого главного смысла, который раскрывает нашу цель чтения, при этом эта выборка представлена в некой иерархии по степени важности и требованиям раскрытия темы.

Для понимания сути, мы вскоре разберём наглядный пример, а сейчас стоит отметить, что главным требованием при начальных тренировках изготовления образных схем, является их рисование своей рукой в режиме, когда образы, которые вы будете создавать при понимании чтения, должны переноситься на бумагу в критериях:

  1. 85-90 % – это рисунки как копии образов, которые у вас создаются в вашем воображении в свободной форме.
  2. 10-15 % – это текст, поясняющий рисунки.

То есть, в «кругляшке», должна быть картинка-образ или несколько связанных простых картинок в одну картинку, и несколько слов поясняющих картинку.

Впоследствии, когда придёт хороший навык с автоматизмом, создавать, соединять, фиксировать образы, исходя из главного смысла. То на бумаге можно будет переносить лишь небольшие знаки и слова, указывающие на узнаваемые образы. Но в самом начале рисуем, рисуем и ещё раз рисуем.

Навык создания образных схем необходимо довести до автоматизма. Поэтому практика и только практика, необходимо как минимум разобрать предложенных ниже 20 тестов, а лучше ещё и подобрать дополнительно несколько своих текстов, которые для вас являются трудными к пониманию и нелюбимыми для чтения и разбора. Но смысл этих текстов должен обладать некой необходимостью по жизни, лучшим вариантом будут совершенно не знакомые темы и разделы. Так как именно на незнакомом материале лучше оттачивается новый навык.

Теперь необходимо немного освежить в своей памяти и проверить своё понимание, на практике, используя навык разбора всего и вся на Материю Информацию и Меру, как мы делали в главе /3. 9. 4. 2. Анализ/.

Так же не помешает ещё раз прочитать тексты, которые поясняют МИМ.

См. словарь /10. 19. 11. Триединство МИМ/

См. текст в курсе /Глава 2. 4. Триединство/

После этого мы должны применить наше понимание и навык разложения на МИМ любых объектов и явлений для приобретения нового навыка работы с информацией в текстовом виде.

Пункты № 2 и № 3 «Стандартного алгоритма», необходимо выполнять одновременно по ходу чтения. То есть, начинаем читать с обычной скоростью. Себя не насилуем, не надо стараться сильно вчитываться и напрягаться. Если вы что-то не поняли, не надо тут же возвращаться и перечитывать по несколько раз. Откаты делать в этой ситуации нет смысла. Наша задача выделить главное и понятное именно сразу и сейчас.

Мы читаем несколько предложений, которые собраны как пояснение некого смысла, при этом стараемся, этот главный смысл для чего написаны и собраны вместе эти предложения, выделить для себя и понять его. После чего этот смысл или лучше сказать возникший образ привязать к некому главному слову из текста. Это слово может указывать на предмет, явление, качество. После чего мы это слово подчёркиваем исходя из того, к какой категории различения и обобщения оно относится – или к «Матери» или к «Информации» или к «Мере». То есть, мы его подчёркиваем соответствующими чернилами. К примеру:

  • Материю подчёркивать чёрными чернилами.
  • Информацию – красными чернилами.
  • Меру – синими чернилами.

После того как мы это сделали, мы этот образ и привязанное к нему слово, графически фиксируем в нашей общей образной схеме.

Наша задача, выделить из участка текста все ключевые единицы информации, которые соответствуют нашей ранее подготовленной цели и которые связаны неким единым смыслом. Смыслом, который хотел до нас донести автор именно в этом небольшом отрывке. То есть, несколько предложений в тексте, всегда связаны одним пояснением, и это пояснение нам и надо выделить как один образ, обозначить его в тексте через привязку к слову и зафиксировать потом в образной схеме. После этого мы читаем далее и находим ещё несколько предложений и делаем всё, то же самое. Бывают случаи, когда один образ раскрывается множеством предложений, но и не редкость, что автор некий смысл закладывает в одно предложение, но исходя из вашей цели, именно это предложение становится для вас главным. По сути, мы собираем множество образов, которые как бы раскрывают разные качества и свойства и надобности нашей цели в разных аспектах.

После прочтения всего текста в таком режиме, мы начинаем проработку нашей образной схемы, беря за основу всё, что делали ранее. Стараемся всё классифицировать по подобию и связывать исходя из того, чтобы наша цель была лучше раскрыта исходя из того, что мы «накопали» из теста.

В центре пишем цель, и со всех сторон раскрываем её, наделяя необходимые ключевые элементы образами и соединяя их в одну схему. Подгоняя всё это требованиям – минимум объёма и максимум визуализации.

После прочтения и расстановки главных объектов, смотрим на образную схему и прогоняем в своём воображении всё, что нарисовали как в неком мультфильме. При этом стараемся, если что-то вспомнилось, то обязательно это зафиксировать и уточнить в рисунках и в общей образной схеме, подправить или даже выстроить новую иерархию или добавить навое пояснение.

Затем убираем своё творение и в режиме отсутствия любого материала пытаемся по памяти воспроизвести на листе бумаге вашу образную схему. Проверяем, исправляем ошибки, выявляем неточности.

Рассмотрим всё вышесказанное на одном примере

Допустим, у нас есть текст о танках и задание разобраться, что такое танки. Исходя из того, как их делают, из чего они состоят, для чего они, и как применяются.

Определяем цель, а именно, что будем изучать, что можно получить от этой информации, «Зачем» нам этим заниматься, и как будем изучать.

Исходя из нашего алгоритма работы с текстом, мы начинаем читать текст про танки, выбираем главное, исходя из смысла необходимого, которое должно раскрывать нашу цель. Для начала сразу рисуем главный скелет образной схемы на основе триединства МИМ. Если очень просто, то нам надо задавать всего три вопроса в разных вариациях

Что такое танки (Материя) – из чего состоят

Что они делают (Информация) – надобность.

Какие они бывают (Мера) – разновидности.

По сути, мы это уже делали много раз, когда разбирали всё на МИМ.

 

После этого мы начинаем читать и выделять главное. Расширяя нашу схему, наполняя её главными деталями, рисуя образы и добавляя необходимые пояснения, классификацию и так далее.

Используя уже другие навыки, которые мы наработали в главе /3. 9. 4. Тренируем Логику/

Прочитав, к примеру, несколько предложений, мы смотрим на наш скелет из МИМ и выбираем главные из текста подходящие по смыслу ключевые слова и фразы. Определяем их принадлежность к МИМ, подчёркиваем их соответствующими чернилами, воображаем подходящий свой образ и переносим его в нашу образную схему виде рисунка в соответствующее место. Рисовать можно так же соответствующими чернилами.

Материю – чёрными чернилами.

Информацию – красными чернилами.

Меру – синими чернилами.

И далее, не спеша, разбираем текст именно в таком порядке.

Повторюсь, больше рисуем, чем пишем, так как нам надо будет всё переводить в образы для запоминания. В приведенной схеме будут только слова, в реальности, слова используются только как уточнения, рисуем картинки и ещё раз картинки.

По большому счёту всю главную информацию, которую мы будем выделять мы должны разложить на триединство МИМ и всё это связать в некую мозаичную схему, исходя из того, что мы посчитали главным в тексте относительно поставленной нами цели.

В итоге, у нас должно получиться некая разветвлённая структура с картинками и краткими пояснениями. Конечные элементы образной схемы лучше не обводить, дабы был виден предел, и схема не загромождалась. К примеру, если мы указываем, что в конструкциях имеет место болтовое соединение, то последние элементы как болт, гайка и шайба обводить нет смысла.

В дальнейшем, когда навык разбора текста, выйдет на уровень автоматизма, надобность писать буквы Ма, Ин, Ме, отпадает сама собой.

Теперь, нам необходимо разобраться с темой об Опорных Сигналах (ОС) которые ввёл в педогагическую практику великий новатор, учитель и настоящий человек – Шаталов Виктор Фёдорович. Подробнее о его методиках будет рассказано в главе /8. 5. Школа и другие формы/. На данный момент мы будем работать именно с Опорными Сигналами, которые нам неободимо использовать для улучшения, а лучше сказать, для увеличения на порядок понимание и запоминание сути информации изложенной в тексте, который начинаем разбирать.

Опорные сигналы базируются на кратких ассоциациях. ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ – это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию и провоцирующие воспроизведение развернутого ответа. Они рассчитаны как на зрительную память, так и на умение работать с ассоциациями.
У каждого из нас, совершенно точно, случалось, что какой-то предмет, запах, звук, надпись или что-то еще пробуждали в памяти бурю воспоминаний, причем никаких усилий для этого не прилагалось. Это и есть ассоциативность мышления. Опорные сигналы способны пробудить в памяти такие ассоциации.

Существует несколько видов опорных сигналов которые выявил и доказал их ошеломляющее значение в усвоении нового материала педагог с большой буквы Шаталов Виктор Фёдорович. Для понимания самой сути приведём несколько примеров.

1. Графический опорный сигнал
Суть в том, что через особую графическую картинку создаётся логическое выделение, и понятийное объяснение для некого информационного процесса, суть которого легко запоминается практически навсегда. При этом в дальнейшем эту графическую картинку можно использовать как опорный сигнал, – увидев который в любом месте, человек сразу может вспомнить значение информационного процесса, его суть и надобность, о которой говорилось при объяснении.

К примеру, есть текст, который поясняет, как работает корневая система любого растения, так вот, прочитав текст, мы выявили три логических сути и обозначили их через три Опорных Сигнала, с которыми есть некие ассоциации – Якорь, Насос, Сундук.

Якорь – Корень как якорь удерживает растение в земле. Насос – Корень как насос закачивает воду и миниреальные вещества в растение из земли. Сундук – Корень как сундук для человека, в котором он хранит самое важное, в нашем случае необходимые питательные вещества.

Размышляя о приведённых выше примерах, мы однозначно поняли смысл прочитанного тектса и естественно его для себя уяснили, иначе мы бы ассоциации не смогли создать. В дальнейшем, мы эти картинки разместим в соотвествующих местах в нашей образной схеме, соединим с необходимыми образами и вычим схему наизусть. После чего нам будет достаточно вообразить эту схему, и эти картинки обязательно всплывут в нашей памяти и подтянут всю информацию, которую мы прочитали в тексте. Следовательно, мы получили полноценное образование.

2. Текстово-пояснительный опорный сигнал
В этом случае мы пишем некое одно слово, ассоциация с которым помогает нам вспомнить некий рассказ. То есть, рассказ, который мы ранее слышали и который проясняет некую суть. Суть, которая подходит к нашей теме и через которую проясняется рассматриваемый предмет или явление в необходимом многообразии. К примеру, возьмём слово - "Кварк"
Имеем некий рассказ:
Героя одного из фантастических английских романов преследовали странные птицы, мучавшие его криками: "Три кварка, три кварка для мистера Марка!" При этом смысл слова кварк был одинаково загадочен и для героя книги и для читателей. Когда физики высказали предположение о существовании частиц, несущих заряд в 1/3 заряда электрона, эти гипотетические частицы были названы кварками.
Суть в том, что через интересную, завлекательную историю создаётся логическое выделение, и понятийное объяснение некого слова с необходимой сутью, которое легко запоминается практически навсегда. При этом в дальнейшем, текстовое написание этого слова, можно использовать как опорный сигнал, – увидев который в любом месте, человек сразу может вспомнить значение этого слова, его суть и надобность, но уже в ракурсе рассматриваемой новой теме.

3. Образно-пояснительный опорный сигнал
Здесь пишутся через тире необходимые слова, которые соединены логическими образными связями и которые даются при объяснении как целостный образ. В результате чего появляется некая необходимая суть, которую надо запомнить. К примеру, нам надо запомнить как пишится слово "винигрет" – мы создаём образ как опорный сигнал в виде двух слов и даём некое пояснение.
"Винигрет – Винипух"
"Вспомните, как в мультфильме кричал поросёнок Винипуху – Вини, Вини."
Далее надо дать задание, чтобы создался образ, как Винипух кушает Винигрет, а парасёнок кричит Вини, Вини.
ВСЁ – теперь и вы никогда не забудите как пишется это слово, и всегда поставите буквы "и".
В этом случае необходимое информационное и материально-мерное наполнение некого слова выявляется через образное выделение от другого слова через сравнение, выводы, анализ, синтез и так далее. То есть, некое слово и его текстовое написание со всей информацией которое оно должна нести, наполняется через взаимодействие других образов в процессе рассказа через ассоциации другого слова. При этом в дальнейшем его текстовое написание можно использовать как опорный сигнал, – увидев который в любом месте, человек сразу может вспомнить значение этого слова, его суть и надобность, которая говорилась при объяснении.

По итогу всего выше, сказанного, мы должны самые главные пояснения к вывленным образам из текста который разбираем и который хотим понять, свести в асоциативные Опорные Сигналы и разместить их на своём рисунке. В результате чего, у нас будет разветвлённая структура с краткими графическими материалами, краткими словами, аббревиатурами и т.д., которые раскрывают сообщество образов целых явлений, с некими пояснениями и при этом созданные Опорные Сигнала по Шаталову дадут нам возможность очень легко всё запомнить исходя из именно понимания главной сути.

Дополнение.
Приведём ещё один хороший пример Опорного Сигнала по темем "Метод динамического программирования", который мы будем разбирать позже. Но даже одного взгляда хватает, чтобы уловить суть:

Дополнительно смотрим по этой теме небольшой ролик:

Смотреть – /871_Опорные сигналы по Шаталову КРАТКО/

Скачать ролик с Яндексдиска

Движемся далее ...

После того как всё мы прочитали, и всё главное указали на нашей образной схеме. Мы через навык образного запоминания, который мы наработали в разделе тренировка памяти, начинаем всё учить наизусть, проверять и сохранять.

Если в изначальном тексте есть специфические списки, перечисления и тому подобное, которые по смыслу текста и их важности для раскрытия цели надо знать. То вы их сокращаете и переводите в образные картинки, и прикрепляете к необходимой категории. Соединяя их через метод цепочек или солнышка используя навык образования.

Повторюсь, наша первейшая задача при работе с текстом – это выявить самые главнее характеристики на основе Материи + Информации + Меры, исходя из нашей цели. И потом все остальные данные из текста притянуть к этому, раскрывая нашу цель путём наделения этой основы дополнительными поясняющими образами.

В нашем случае, представлены только примитивные примеры образных схем, дабы была понята сама суть и принцип создания. Вам необходимо понять, что только самостоятельно созданные образные схемы исходя из вашей личной творческой работы с текстом, могут принести вам пользу. Разбор и запоминание чужых схем это громадный вред для вас. Весь смысл именно в самостоятельном разборе и рисовании, так как только в этом случае создаются новые связи в мозге и образы в подсознании. На данном этапе для вас самое главное, это научиться выявлять основу и приобрести навык разбора текста, свой личный навык, приобрести именно свой опыт, свои формы и способы фиксации. Поэтому если вы уловили смысл этой методики, то вам необходимо её отработать до автоматизма, банально занимаясь практикой разбора тестов, пока в творческом поиске у вас не сложится своя методика наилучшего перевода линейной информации в образную. И это будет самый главный ваш опыт и навык, который впоследствии вы сможете применять при работе не только с текстовой информацией, но и с видео, с аудио, с графикой и так далее.

Повторим главные этапы:

  1. Цель.
  2. Выделение главного относительно цели в тексте.
  3. Одновременная обработка выделенного главного и составление образной схемы (особое замечание – пункт 2 и 3 делается совместно).
  4. Запоминание. (должен присутствовать навык образного запоминания)
  5. Активное воспроизведение (Воронка) – т. е. проверка основных образов и их соединение и если не помним, то учим только, то, что не помним.
  6. Если необходимо информацию заложить в долговременную память на 100%, то используем режим сохранения, указанный в практике Тренируем память.

Совет № 1.

Перед прочтением текста надо произвести некую начальную его оценку на основе своего личного опыта, сходя из объёма текста, его сложности, структурности. То есть, если текст небольшой и не сложный, и вы его можете быстро прочитать и совершенно спокойно можно выделить главное, то тогда можно смело преступать к этой работе. Читайте его полностью, при этом во время чтения воображайте главные смысловые образы, мысленно их соединяйте, а уже потом материализуйте всё это в образную схему на бумаге. А вот если текст после первых предложений вызывает трудности, если он большой и разбит на главы. То тогда надо работать с каждой главой отдельно, самому дробить текст исходя из цели и смысла и уже потом, соединять полученные материальные частные образные схемы воедино в одну большую образную схему или «цепочки» и «солнышки» образов привязанные к разделам и частям.

Совет № 2.

Так же, если текст изначально большой, то можно в режиме скорочтения, банально пробежаться по тексту беглым взглядом, и буквально не вчитываясь в глубокую суть, определить главные участки самого «интересного», которые могут характеризовать нашу цель. Этим участкам присвоить категорию «главные опорные точки», обозначить их образами и уже на их основе создать некую структурную образную схему, зарисовать её, естественно не забыв расклад на МИМ. А уже потом приступить к внимательному чтению текста, выделению главного и наполнению нашей схемы и добавлению новых структур, а возможно и попутного изменения её, замены одного варианта другим, выстраивая новую иерархию связей, если в таком виде лучше раскрывается суть и смысл текста.

Совет № 3.

Если текст очень сложный, то тогда необходимо его сначала читать очень внимательно и банально выделять главные слова, которые несут суть, выделять другим цветом незнакомые слова и разбираться подробнее с их значением и пониманием.

После чего уже начинать читать повторно, но уже в неком ускоренном режиме, обращая внимание только на первые выделенные главные слова, связывая их воедино в некую иерархию связей. При этом если текст продолжает создавать трудности, то можно даже иногда возвращаться назад и всё перечитывать заново, выявляя новые основы, исходя из прочитанного и осмысленного, если общая схема не складывается в логически законченные образные схемы и очень тяжело выделить даже главные опорные токи. Или в случае, когда не хватает информации, так как, к примеру, из текста идёт ссылка на прошедшее пояснение которому вы не уделили должного внимания.

Совет № 4.

Особенно хочется остановиться на теме – понятийный аппарат. То есть, при начале разбора любого текста по некой специфической проблеме, вы должны, заранее ознакомится с основными понятийными терминами из этой области. И не просто их знать, но и понимать глубинную их суть и взаимосвязи.

Не стоит, к примеру, углубленно изучать статью о ядерной физике, если вы не знаете и не понимаете что такое атом, электрон, заряд, радиоактивность, излучение, уран и так далее.

По сути, самых главных образов в каждой области не так уж и много.

Поэтому, перед работой с таким тексом необходимо хоть немного поработать с основными терминами. К примеру, зайти в Интернет и прочитать статью в «Википедии» на эту тему и пройтись по основным ссылкам из этой статьи.

По большому счёту, этот совет является основным для начала при входе в режим изучения любой незнакомой области.

Допустим, вам необходимо разобраться с очень интересной статьёй про болезнь сердца, то тогда алгоритм работы с таким текстом будет следующий, надо:

  1. Найти статью из Википедии на эту тему и пройтись по ссылкам насчёт выявления главных понятийных терминов.
  2. Найти школьный учебник Биологии, где говорится об организме в целом, где и какие органы расположены и за что отвечают (надо выделить самые главные понятия и создать их образы).
  3. Найти учебник Высшего Учебного Заведения по общей анатомии и кратко пройтись по основным главам для ознакомления (см. оглавление), в ракурсе того, какие есть основные области и разделы в медицине вообще (надо выделить самые главные понятия и создать их образы). После чего немного остановиться на разделе о сердечных заболеваниях и выделить там самые главные понятия. Дабы выявить очень часто повторяющиеся термины и специфические понятия именно в этой области.
  4. И только после этого приступить к работе со статьёй про сердечные болезни, которую вам необходимо разобрать.

По сути, предложенный алгоритм понятийного вхождения в тему необходимо соблюдать в любых случаях, когда вы сталкиваетесь с чем-то новым, с чем вы ранее углублённо не занимались.

Да и вообще, если перед вами стоит задача начала изучения любой проблемы, то инструмент «Википедия» именно на первом этапе выявления понятийной безграмотности наилучшим образом для этого подходит, так же хороши школьные учебники. Конечно, некоторые пояснения из Википедии могут быть довольно спорными, но наша задача получить именно начальные определения терминологического аппарата, который может быть использован в нашей новой теме, и без которого мы банально не сможем войти в режим понимания смысла. Так как для всех кто в этой теме варится уже давно, именно эти основные термины и образы используются как основание.

Поэтому, если получили задание разобраться в некой новой области, то сразу выставили цель, выявили главные понятийные термины, разобрались с ними и с их образами. То есть, не оставили ни единого белого пятна, в смысле того что каждое слово, к примеру, из статьи в Википедии, для вас понимаемо и имеет свой чёткий образ который хорошо «вшит» в ваше мировоззрение. После этого составили образную схему этой статьи. А уже потом начинаете формировать поисковые запросы по всему Интернету, дабы получить более углубленную информацию по конкретно вашей теме, одновременно наполняя образную схему или даже меняя её иерархию, если новая информация этого требует. В принципе если времени мало и задание не требует большого творчества, можно вообще обойтись одной Википедией, используя исключительно её ссылочную массу, т. е. двигаясь по ссылкам в самой Википедии от статьи к статье в соответствии изначальной цели. Составляя образные схемы каждой статьи по порядку, если это движение ведёт именно к полному пониманию и раскрытию исследуемой темы. После чего, собрав все свои образные схемы вместе, надо будет их объединить в некую большую общую образную схему, выстроив некую иерархию связей, которая будет исходить из классификаций и упорядочивания основных терминов, при этом должна раскрыться основная цель и понимание, ради чего всё это было сделано.

Главное научиться выбирать правильное ссылочное направление исходя именно из главной цели. То есть, надо не все ссылки подряд проходить по всему тексту. А задействовать именно те, которые обусловлены главной темой. Да, в самом начале вхождения в тему, при поиске главных терминов, нам надо набрать минимальный понятийный набор, в этом случае мы просеиваем всё, что есть на первой странице, и далее по «вкусу», распространяемся как «лучики солнца». Но потом следует выходить на уровень «солнечного зайчика», то есть надо от центра идти к периферии ссылочной массы строго по линии, которая будет раскрывать нашу основную задачу

На верхнем рисунке под номерами указаны статьи в Википедии, где под цифрой № 1 идёт наша первая статья, под цифрами 2,3,4,5 – это статьи, на которые мы можем перейти из первой статьи по ссылкам и так далее. Допустим, из 3 статьи у нас идут интересные ссылки на статьи 9,10,11.

Смысл в том, что по ссылкам мы берём только те статьи, к примеру, как на рисунке

(1 +4 +12), которые ведут к основной цели, и только их разбираем плотно и делаем образные схемы. В итоге мы можем разобраться в довольно узкой специализации и довольно быстро.

Но как говорится Википедия — это не «пуп» земли. Поэтому, если вы умеете хорошо пользоваться Интернет поиском, то тогда можно умело задавая поисковые запросы и имея хороший навык выборки «главного» из общей массы, довольно быстро добиваться ошеломительных результатов по вхождению в новую область и решения любых проблем которые могут перед вами встать в любое время.

Теперь, когда в принципе мы уяснили смысл работы стандартного алгоритма работы с текстом, необходимо наработать соответствующий навык через множественное повторение и доведения навыка его применения до автоматизма.

Вам необходимо отработать не менее 20 различных текстов, а лучше, если эта цифра достигнет, 40 небольших тестов, которые вы сами дополнительно для себя выберете из имеющейся у вас литературы.

Для начала можете взять подготовленные для этого тексты:

См. в курсе Главу /3. 9. 15. 6. Дополнение 20 текстов к Алгоритм 1/

Остальные 20 штук можете взять на своё усмотрение по темам, которые вам уже сейчас или в ближайшее время будут нужны по жизни.

И запомните, что в самом начале будет тяжело, будет не понятно и не привычно, но именно через этот труд вы создаёте новые нейронные связи и обретаете новые навыки. Так что, чем труднее, тем для вас лучше. Именно для вас должно быть очень тяжело, преодолевая всё это, вы создаёте личную методологию и именно это вам и надо, чужая вам не поможет, надо создавать только свою, через разбор разнообразных текстов с непонятным смыслом и целями.

Ещё раз.

Готовим тексты и разбираем их по знакомому алгоритму

1. Цель нашего чтения.

2. Обработка информации, поиск главной информации, анализ, выборка и т. д. См. главу /3. 9. 4. Тренируем Логику/. Далее структурирование, создание своих образов и их соединение, и вписывание в своё мировоззрение. То есть, мы выделяем главные образы, осмысляем их и понимаем, после чего помещаем их в некую структуру (за основу используются категории Материя Информация Мера).

3. Материализация выборки. Всё что делается во втором пункте необходимо сразу превращать в реальные вещественные объекты – перечень, краткий список, конспект, рисунки, блок схемы, образные схемы и т. д. В конце чтения необходимо всё обобщить, связать в одну целостную структуру и нарисовать одну образную схему.

4. Запоминание основ выборки и результата обобщенной работы пункта № 3 через приобретенный навык в практике «тренериум память».

5. Активное воспроизведение и сохранение результатов пункта № 4 через многократное повторение и прогон по воронке с использованием специального режима исходя из критериев надобности и предполагаемого использования в жизни.

При этом, обязательно стараемся всё воображать и всё делать в образных картинках, образные схемы должны быть по возможности краткими, но информативными. Поэтому ничего не должно быть лишнего и повторяемого, только главная основа.

После того как мы наработали начальный навык работы с тестом и переводом его из линейного вида в образный, так сказать объёмный, нам необходимо проработать новый навык – восстановления информации в линейный текстовый вид.

Для этого мы образно воображаем нашу выученную образную схему и, вспоминая все ключевые данные и определения, обходим нашу схему по кругу, создавая иерархию исходя из цели, описывая её в виде своего текста. То есть, мы наши сохраненные образы переводим в слова и из них составляем осмысленные предложения, используя навыки обобщения и классификации. См. главу /3. 9. 4. Тренируем Логику/.

Постепенно и не спеша, мы творим свой текст, и этот текст можно расширять уже вспоминаемой информацией из других источников, насыщая своё произведение уникальной информацией. По сути, имея некую основу в виде образной схемы, мы можем сочинять совершенно новый текст, и этот текст будет проверкой ваших знаний. После этого вы уже можете прослыть даже неким специалистом, к примеру, в танковом деле, так как ваш общий охват будет намного выше среднего, а понимание глубины вопроса будет достаточным, для того чтобы вас поняли, и вы поняли любого по этой теме.

И как говорится, практика решает всё.

Поэтому берём свои 20 образных схем из тех примеров, которые вы прорабатывали и создаём линейные тексты, но уже на основе своего образного личного языка.

В результате вы должны получить своих 20 текстов. Не переживайте если они будут сильно отличаться от оригинала – главное не упустить цель и смысл. Наша задача именно научиться использовать предложенный алгоритм, а всё остальное приложится потом, при дальнейшей работе с другими текстами. И чем чаще вы будете использовать предложенную методику, тем ваш результат будет лучше и лучше. Не говоря уже о том, что ваше мировоззрение будет становиться более адекватным окружающей среде, и вы начнёте так быстро работать с любыми текстами, что всё ваше окружение будет только завидовать вашей скорости и глубины понимания любого вопроса по жизни.

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *