Глава 7__Глава 7.5__Глава 7.5.2

7. 5. 2. 1. Система Макаренко

С самого начала, чтобы полноценно войти в тему и понять смысл системы Макаренко,
ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ
Прочитать книгу:
Смотри ссылку /7136_7_Педагогическая поэма_Макаренко/
Или прослушать озвученный вариант аудиокниги:
Смотри ссылку /891_Педагогическая поэма/
При этом, не стоит смотреть одноимённый художественный фильм, необходимо прочитать или прослушать именно авторское изложение.

По сути, этого хватить, чтобы зацепить саму идею, саму основу и сам замысел, после чего, всё станет на свои места.

Теперь начнём с того, что по большому счёту, существует три основных направления реализации воспитания в добронравном русле:

1. Воспитание в полноценной семье.
2. Воспитание в коллективе.
3. Самовоспитание.

1. Полноценная Семья.
Это когда мужчина и женщина создают полноценные семейные отношения, в процессе которых они взращивают в себе необходимое добронравие и приобретают необходимые навыки семейной жизни. То есть, мужчина выполняет мужские обязанности, отвечает за внешнюю защиту, материальный достаток и способность реализовать общие цели. А женщина, отвечает за вдохновение мужчины в реализации его части ответственности, а также за упорядоченность общих целей, исходя из существующих факторов среды, которые давят. При этом, она выполняет и чисто женские обязанности, которые свойственны только ей.

Когда женщина не умеет вдохновлять, т.е. не знает и не умеет использовать технологии – хвалить, восхищаться, ценить и гордится, а мужчина не имеет алгоритма ответственности, он не лидер, защитник и добытчик – то семья рушится. При этом, дети в этой семье не смогут получить полноценного добронравного воспитания. Так как, воспитание это не нравоучения и наставления делать что-либо "как положено". Воспитание в семье – это копирование поведения самых родных людей, копирование их умения договариваться, решать проблемы и так далее.

То есть, маленький мальчик смотрит, как его мама относится к папе, как она его ценит, хвалит, гордится и восхищается, и ему хочется аналогично отношения, и он копирует поведение отца. При этом, девочка смотрит, как её папа заботится о маме, как он её оберегает и как за неё отвечает, и ей хочется, чтобы и с ней так же поступали и она копирует поведение мамы.
Именно в этом и заключается родительское воспитание.

2. Коллектив.
Именно правильно организованный добронравным воспитателем коллектив, со своими особыми внутренними правилами, атрибутами, традициями и дисциплиной, сплоченный по отрядной схеме с элементами самоуправления и на основе творческого труда и полноценного образования, как делал Макаренко, способен сформировать необходимое добронравие и Человечность практически у любого ребенка без исключений. Здесь следует понять, что воспитывает не воспитатель, он только создаёт условия для добронравного коллективизма. Воспитывает именно сам коллектив, который своими Эгрегориальными и социальными воздействиями может творить просто чудеса.

Наилучший вариант, это когда, такое воспитание начинается именно в детских садах, потом закрепляется в школах и далее развивается в высших учебных заведениях. Следовательно, должны существовать отдельные воспитатели, курирующие именно создание полноценных коллективов по методикам Макаренко с практической реализацией в соответствующих возрастных категориях.

Повторим ещё раз, нужны воспитатели, не воспитывающие детей, а создающие условия для формирования необходимых коллективов, с необходимой "направленностью", когда именно через созданное Эгрегориально-коллективное воздействие на участников, происходит воспитание в должном русле. Именно гениальные наработки Макаренко, позволяют корректировать и развивать добронравие в психике детей, после того, как родители в своей семье, этого сделать не смогли. Все остальные методы из практики обычной жизни, категорически бесполезны, так как время уже упущено.

При этом, у практически всех прошедших через методики Макаренко малолетних преступников, рецидивов попадания в тюрьму не было вообще.
Следовательно, если коллективное воспитание по Макаренко, может даже реально "испорченных" детей, вернуть в обществе и даже сформировать у них психику намного лучшую, чем у среднестатистического ребенка, то естественно в обычных условиях возможны грандиозные успехи.

3. Самовоспитание.
По сути, это направление возможно при наличии в культуре общества адекватной методологии познания окружающей среды, выраженной в понятных лексических формах. Это стало возможным только тогда, когда на территории бывшего СССР появилась Концепция Общественной Безопасности (ссылка). Именно на этой основе можно создать полноценные работоспособные методики по Самовоспитанию через Волевое развитие, самообразование и реальные практические занятия, в том числе и по методу Шичко (ссылка). По большому счёту, предлагаемый курс именно для этого и создан.

Исходя из выше сказанного, даже школьнику будет понятно, как можно изменить катастрофическое положение народов, которое сложилось на данный момент, и ликвидировать большинство угроз, которые тянут их, либо к уничтожению, либо к генетическому перерождению и неотвратимому рабовладению в жутких формах.
Необходимо понять, что только воспитание нового поколения, по новым образовательным стандартам, на основе добронравия с развитием заложенного творческого потенциала у каждого человека через Волю подчинённую диктатуре Совести, может сделать жизнь сообщества людей и каждого человека в отдельности именно Счастливым, здоровым, радующимся жизни в необходимом достатке. Жизнь без войн, катастроф, трагедий и несправедливости.

Следовательно, если очень кратко, то мы имеем:

  • На первом этапе необходимо, чтобы некое количество заинтересованных людей, как личностей, которым не всё равно, и которые желают реально изменить существующее положение вещей, прошли самостоятельно через самообразование и самообучение, предлагаемый курс "Как стать Человеком"
  • На втором этапе эти люди должны самоорганизоваться по принципу систем ДП_ОПР (ссылка) и осуществить воплощение практик Антона Макаренко, через создание разнообразных коллективов, используя его бесценный опыт для воспитания нового Человека. В пределе, необходимы именно полноценные самоокупаемые коммуны, которые начнут готовить "новых" воспитателей-педагогов, которые потом изменят современную школу и систему образования, превратив её в счастливое для детей место, где каждый ребенок будет развивать в себе заложенный творческий потенциал через Волю подчинённую диктатуре Совести и будет здоровым и счастливым изначально.
  • На третьем этапе, уже воспитанники, прошедшие систему Макаренко и получившие навыки самоорганизации, управления и Человечного строя психики, начнут наводить справедливый порядок во всём обществе, сохраняя педагогическое ядро для поддержания воспитания в преемственности поколений. При этом, они как получившие основы формирования полноценных семейных отношений, организуют семьи, в которых как под копирку будут воспитываться дети, создавая добронравную преемственность поколений во всём обществе.

По большому счёту, достаточно одного года для первого этапа, и не более шести лет для второго этапа, чтобы первые многотысячные выпускники, с новым мировоззрением и новыми навыками, начали входить в управление обществом и его менять. Объединённая и связанная одними интересами, воспитанная в добронравии молодёжь, когда врать и воровать просто невозможно – это величайшая сила, которой ни кто не сможет противостоять.

Самой главной ошибкой Сталина было то, что он не распознал сути гениальной работы Макаренко. Существует версия, что будто бы И. В. Сталин, давая согласие на награждение Макаренко А.С., орденом Трудового Красного Знамени (начало 1939 года), сказал:
«Пусть пишет свои сказки!»

Именно не понимание сути вопроса о воспитании людей и личное убеждение Сталина, что люди не меняются, при этом, имеющаяся отрицательная деятельность неких индивидов, ведущая к громадным убыткам, трагедиям и геноциду народов, и привело к тому, что напрашивался самый простой вывод. То есть, люди с неадекватной психикой и нравственностью, должны быть, либо изолированы от общества, либо уничтожены, иначе будут уничтожены сами народы, либо превращены в рабов, что мы сейчас и наблюдаем, как катастрофическое снижение населения и полная рабская зависимость по всем шести приоритетам обобщенных средств управления.

В своих письмах во многие инстанции, Макаренко предлагал, под его руководством организовать коммуны в десятки тысяч человек, только на территории Украины тогда было до 60 тысяч малолетних преступников и беспризорников и детей без родителей.

Если бы Макаренко смог осуществить свои планы, страна Советов, получила бы не только устойчивое ядро настоящих коммунистов коммунаров, но и получила бы систему воспроизводства добронравных Человеков в преемственности поколений, которые не только бы сохранили СССР, но и преобразили бы его необычайно.

Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, ... сберегайте правила, традиции. А.С. Макаренко

При этом в государстве были силы, которые это понимали, и как ни странно, это были Чекисты и работники НКВД, которые многие годы поддерживали работу Макаренко и его коммуну имени Дзержинского. Если бы победила, ещё в начале 30х годов, именно эта властная группировка в НКВД, то система исправления и наказаний и работа ГУЛАГ, были бы другая и результат был бы другой.

Доказанные практикой, успехи по исправлению психик малолетних преступников, поражают даже сегодня. Через систему воспитания Макаренко прошли многие сотни ребят, и не было ни одного зафиксированного рецидива. Стопроцентный успех в таком деле просто поражает. Спустя сто лет мы имеем, что около 44% освободившихся российских заключенных вновь совершают преступления и возвращаются в тюрьмы.

Всё уже до нас, давным-давно разработано и реализовано в практике и лежит практически на поверхности и понятно становится любому человеку, который сделает усилие и ознакомится с работами и методиками Макаренко.
См. видео /8124_Макаренко_Методика организации воспитательного процесса/

Колонии имени Дзержинского, в самом начале помогали напрямую сами чекисты, они отдавали часть своего жалованья, и хватало его только на половину потребностей колонии. Следовательно, первые годы, колония переживала очень серьезную нужду. Но уже через три года, 600 ребят и Макаренко, отказалась от финансовой помощи чекистов. Они самостоятельно построили свой собственный завод, и начали выпускать электродрели на этом заводе.

Это были первые электроинструменты в стране, никто их до этого не выпускал. Они умудрились закрыть на время Великой Отечественной войны всю потребность армии в электродрелях, их даже продавали за границу. Вскоре после освоения производства электродрелей, они освоили выпуск фотоаппаратов "Лейка" под названием ФЭД, тогда это было первое такое оптическое производство в стране. По сути, это триста деталей с точностью до одной тысячной миллиметра, для тех времен это просто фантастика. Производство было не просто рентабельным, оно было высоко рентабельным.
Годовой баланс производства коммуны на 1.01.1934г. составлял 63 млн. рублей, а годовая прибыль – 4,5 млн. рублей, по тем временам, когда булка хлеба в 1 кг стоила 70 копеек. Если очень грубо, то на сегодня, годовая прибыль исчислялась бы в 100 мл. долларов.

Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя и младших членов коммуны, платили стипендию коммунарам, учившимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали сами оркестр, театр, оранжерею, путешествовали по стране.
И самое главное, в 16-19 лет эти "дети", бывшие преступники, все как один, становились мастерами и начальниками производства.

По большому счёту, любое воспитание — это формирование того или иного строя психики. Добронравное Воспитание это:

  • Поощрение инициативы как стремление к творческому развитию.
  • Тренировка Воли.
  • Формирование личностной диктатуры Совести.

То есть, к 18 годам, должен воспитаться Человек, а не говорящая обезьяна, не способная к самостоятельной и адекватной жизни в действующей окружающей среде.

Главная задача воспитания, это не мешать генетической программе развития организма и формирования личности, работать по своим алгоритмам. При этом, необходимо всегда иметь в виду, что эта программа интерактивная и соответственно, знания, понимания и навыки должны осваиваться в определенной последовательности и вовремя. Поскольку, если забежать вперёд, то можно попасть в режим извращения психики с негативными воздействиями. А если упустить время, то в дальнейшем будет невозможно раскрыть большинство заложенного потенциала. К примеру, ранее обучение половому воспитанию ведёт к извращениям по жизни. А позднее добронравное воздействие с импринтинговой составляющей, будет совершенно бесполезно.

Самое основное, что надо знать, так это то, что всему своё время, т.е. исходя из законов биологического и психического развития, что-либо заложить в психику в виде нравственности и необходимых стереотипов поведения проще всего в человека до его полового созревания. Так как, последующая, именно гормональная атака сексуального влечения, будет разрушать любые воспитательные потуги со стороны общественной окружающей среды. По сути, далее уже будет всё намного тяжелее и непредсказуемо, тем более в наш век информационного разнообразия и вседозволенности, нравственной неопределенности и засилья злонравия.

Главная задача общества, всеми имеющимися средствами, добиться развития алгоритма Воли, ответственности и других основных социальных алгоритмов добронравия, до уровня некого проверяемого стандарта, у каждой девочке и у каждого мальчика, именно до того, как у них начинается половое влечение.
См. главу /3.2. Тренируем Волю/
См. главу /4.3.0. десять основных алгоритмов /

То есть, к примеру, в обществе должен быть реальный, практически осуществляемый механизм проверки всего вышесказанного, допустим в 14 лет, и только после этого, претенденту, возможна выдача паспорта. Этот механизм должен иметь, именно практические методы проверки нравственности и алгоритмической зрелости ребенка, через прохождение неких обязательных жизненных ситуаций, как реальных социальных экзаменов в обществе, в труде и в отношениях с другими людьми и это не должны быть формально проводимые письменные тесты и разного рода профанации.

Далее приведём ряд примеров, но это не для прямого копирования, а как информация для понимания сути вопроса, так эта проблема уже не раз решалась в истории.

  • В древней Греции в Спарте, мальчишечьи игры с опасностями были интегрированы в культуру этого города-государства и были возведены, по сути, в ранг обязательных: ежегодные войны с илотами (илоты — сословие государственных рабов в Спарте, жившее обособленно от «свободных» спартанцев, которым законами Спарты вообще было запрещено трудиться). Спартанские должностные лица — эфоры ежегодно объявляли илотам войну от имени спартанского государства. Эта формальность служила юридическим оправданием еще одного интересного института Спарты — криптий (карательные экспедиции против илотов). Участниками криптий были юные спартанцы, которые «уходили в партизаны»: уединяясь в горах или в сельской местности вдали от поселений, они прятались днем, а по ночам охотились на илотов. Участие в криптиях, т.е. убийство некоторого количества илотов, было если не обязательным для перехода из детства во взрослость и обретения полноты гражданских прав в Спарте, то весьма желательным.
  • Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины. И это — один из факторов, который необходимо понимать, поскольку он объясняет, почему библейский проект успешно продвигался на протяжении многих веков. По сути, те, в ком воспитана ответственность за что-либо (особенно за что-либо общественно значимое, обуславливающее жизнь общества), в подавляющем большинстве случаев имеют преимущество перед теми, кому свойственна безответственность и беззаботность во всём (или ответственность либо забота, ограниченная забором исключительно его собственной «хаты с краю»).
  • У древних славян существовала традиция имянаречения, этот обряд проходили дети, достигшие 12 летного возраста. Что человеку давалось от этого? Ему давалось Ответственность перед Родом, то есть, теперь он сам будет нести ответственность, т.е. после этого, за маму и папу не спрячешься. Именно к этому возрасту, мальчики должны иметь начальные мужские навыки добытчика, защитника и лидера, а девочки начальные женские навыки обергини дома, матери и вдохновителя. При этом, главной проверяемой чертой характера, проверялось именно умение нести ответственность за свои обещания и поступки. Все эти качества, заранее выявлял славянский жрец через определённые практики, и если ребенок "не готов", то обряд имянаречения переносили ещё на один год. См. слово /Жрец и Жречество/. При этом, жрец выявлял особые интересы и особые наклонности у ребенка, и соответственно этому и соответственно необходимой надобности общины, давал ему новое ИМЯ, исходя из образов букв и образа имени. Дабы всё это совместить, так как буква и слово, это некий информационный процесс, который далее человеку будет помогать творчески, реализоваться. Отголоски этого до нас дошли через клички, прозвища и современные "позывные" у военных. См. главу /3.8. Буквица/. После имянаречения, ребенок получал полные права в общине и мог наравне с взрослыми участвовать в её деятельности. Если признавать достоверными свидетельства летописей, то на Руси были отмечены случаи, когда князья в возрасте 13-15 лет осуществляли функции полководцев. Т.е. за подростками это право признавалось потому, что они были подготовлены личностно-психическим развитием к осуществлению соответствующих функций к этому возрасту, хотя организм в аспекте развитости телесно-физических структур был ещё не до конца завершен.

Надо хорошо различать, понятия воспитание ответственности как страха перед контролёром и воспитание ответственности как заботы. И, исходя из этого, надо создавать необходимые коллективные методики, которые поднимали бы индивида от простого исполнителя, который боится наказания. До человека, который исходя из своей нравственности, опирается на алгоритм личной и общественной заботы и этот алгоритм должен быть отработан на все сто процентов.

Главное требование, предъявляемое рабовладельцами к рабам-невольникам, и главное личностное качество, делающее индивида потенциальным рабом-невольником, — это неспособность к самоорганизации и порождению на основе самоорганизации общественно полезной коллективной деятельности. Следовательно, справедливое и добронравное личностное развитие, должно обязательно приводить индивида к выработке навыка быть инициатором самоорганизации и навыка соучаствовать в процессах самоорганизации, инициированных другими.

Именно Макаренко в своих воспитательных экспериментах, добивался того, что даже в течение одного дня, одни и те же ребята, могли быть как командирами, так и подчиненными. Они сами, в автономном режиме могли быть организаторами временных, сводных бригад, для разрешения текущих проблем исключительно самостоятельно. При этом, исходя из сути проблемы, через самоорганизацию и самоуправление, каждый участник мог стать либо руководителем, либо подчинённым, совершенно добровольно, опираясь лишь на то, кто в данный момент имеет лучшие профессиональные навыки по теме проблемы. То есть, кто в теме лучше разбирается, тот и становился командиром, и это всё делалось легко, так как каждый участник имел организаторские и управленческие навыки и при этом, имел алгоритм справедливой ответственности и заботы о наилучшем исходе решения проблемы, что автоматически без всяких проблем позволяло быть и подчинённым.

По большому счёту, самоорганизация и самоуправление, должны возникать и реализовываться не на основе инстинктов стадно-стайного поведения, свойственных биологическому виду «Человек разумный» (в которых реализуется «животное начало»). А на основе общности и взаимной дополнительности смыслов жизни разных людей, каждый из которых несёт спектр интересов, более широкий, чем интересы трёх первых уровней значимости.
(см. про интересы в слове Кадровый вопрос).

То есть, именно в самоорганизации, должна выражаться забота людей друг о друге и развитии всех и каждого, поскольку это — основа развития и существования человечества. По сути, это законы окружающей среды, законы Эфироворота, которые отражаются в нашей психике.
См. главу /2.5.2. Главное обобщение/

Ещё раз, главные требования, предъявляемые рабовладельцами к рабам-невольникам, это неспособность к самоорганизации и безусловное исполнение приказаний и полная личная ответственность за порученное дело, и за его результат.

При этом, как говорилось ранее, ответственность бывает разная:

  • Ответственность как страх перед контролёром.
  • Ответственность как забота.

Ответственность как страх перед контролёром, предполагает наличие внешнего субъекта-контролера, который способен наказать, если что-то исходя, из порученного дела, не будет выполнено. Если такого контролера, обладающего способностью наказать нет (реально либо иллюзорно), то можно не делать порученное и заниматься чем хочется на своё усмотрение.

Чтобы принцип ответственности в таком виде работал, необходимо, чтобы он дополнялся принципом неотвратимости наказания. Проведение в жизнь принципа «неотвратимости наказания» реально имеет в качестве побочного эффекта наказание невиновных и награждение непричастных.
И здесь главное - справедливое устройство механизма самоуправления коллектива.
Наказание невиновных, необходимо для устрашения потенциально безответственных индивидов, которые могут быть не осведомлены о реально происшедших событиях. И потому согласятся с предложенной им официальной версией событий.

И наряду с этим, культ ответственности порождает массовую беззаботность и перекладывание ответственности за результат на стоящих выше в иерархии должностей, что выражается в широко распространённой фразе «думать об этом — мне не по зарплате, не по должности». В результате коллективное дело не делается должным образом и может прийти к краху.

Ответственность как забота, отличается от ответственности страха перед контролёром, тем, что не предполагает наличия внешнего субъекта-контролера, способного наказать за невыполнение дела. Забота — всегда выражение собственной мотивации что-то сделать по своей инициативе.

Заботу могут называть «ответственностью перед самим собой». Но это правильно только отчасти, когда «ответственность перед самим собой» — следствие собственной инициативы сделать дело хорошо, а не выражение некоего эгоизма, сопутствующее поручению, исходящему от внешних субъектов.
Однако забота может быть как злобной, так и благонравной (в объективном смысле слова «благо»). В случае благонравной заботы она — одна из компонент Любви. Если забота не благонравна (в объективном смысле), то она — инициативное зло.

Поэтому надо стараться воспитывать благонравно-заботливых людей, а ответственность через страх, надо трактовать как разновидность злонравия, поскольку она может быть ответственностью перед злодеями, а в случае ответственности перед добродеями она требует внушения уверенности в том, что если дело не будет сделано как должно, то от наказания будет не уклониться:
Это — одно из выражений принципа пресловутой «неотвратимость наказания».

При этом, на начальном этапе создания "ядра" любой самоорганизации и в дальнейшем при вхождение в сообщество новых людей, начинать необходимо, именно с ответственности на основе неизбежности страха наказания по пути реализации добронравия, но страха наказания именно по справедливости. И делается это, до тех пор, пока новый Эгрегор сообщества не "прописался" в психиках участников должным образом и не способствовал в дальнейшем, созданию алгоритма ответственности как добронравной заботы, у каждого участника в твёрдой и различимой форме.
Именно на это взращивание добронравной ответственности и должна быть нацелена вся работа по дисциплине в коллективе.

Настоящий воспитатель, это тот, кто умеет делать так, чтобы у человека через его проявляемый интерес, родился необходимый новый интерес и желание делать то, что воспитатель считает нужным. Именно для этого, его надо очень аккуратно, через его интерес, к уже существующей теме, подводить к новому направлению и мгновенно хвалить и поощрить, даже за то, что он обратил своё внимание на ваше направление. Затем надо сделать очень яркое представление новой темы так, чтобы человек ей вдохновился и заинтересовался, через рождённые эмоции восхищения и удивления. После чего, надо закрепить всё это, через маленькое задание по теме, но оно должно быть несложным и обязательно на сто процентов быть исполнимым. Как только, у человека всё получиться, нужно не жалеть слов и чувств, обязательно его хвалить, благодарить, оценить по самой высокой категории, сделать так, чтобы он мог гордиться своим успехом на стороне, а вы им восхищаться. Человек должен ощутить радость победы от преодоления нового препятствия на пути познания и этот процесс должен быть для него приятным.

В дальнейшем, задача воспитателя, заключается в том, чтобы вышеописанный механизм, человек начал воспроизводить самостоятельно и приобрёл устойчивый стереотип поведения, в получении именно психологических внутренних удовлетворений, от преодоления трудностей, познания нового и неизведанного. Это достигается через практические задания в коллективе, где от его успеха, будет зависть уже некое общее дело, именно из этого взращивается добронравная ответственность и забота, и желание лично развиваться и всё делать хорошо, дабы всё то, что он испытал ранее, когда его хвалили и благодарили, он начал получать от коллектива. Следовательно, здесь роль воспитателя заключается в том, чтобы незаметно для самоуправляемого коллектива, направлять действия людей так (советы, дружеские подсказки, создание ситуаций и т.д.), чтобы каждый человек, за свои успехи получал благодарности и поощрения именно по решению всего коллектива, в режиме добронравия и справедливости.

Принципы воспитания Макаренко.

Чувство коллектива как семьи, как дома.

"Коллектив, наиболее напоминающий большую семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создастся забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений". А. С. Макаренко

"Если есть забота о жизни и счастье другого — такие отношения будут всегда прекрасны". Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним". А. С. Макаренко.

Философия, основанная на бескомпромиссной вере в добронравное начало в любом человеке, легла в основу педагогической системы Макаренко. Макаренко не пытался никого «исправить», через коллективные технологии он давал ребятам понять, что совместная честная жизнь более комфортная и приятная, она более интересная и перспективная в плане удовлетворения личных потребностей именно через справедливую самоорганизацию и самоуправление.
Антон Семёнович объяснял воспитанникам, что они хозяева своей жизни, хозяева своего коллектива. А значит, у них есть как свобода, так и ответственность. Можно что-то сломать, навредить или сделать непристойное, но одновременно будут проблемы не только у виновника, но и у всего коллектива. Это как в большой семье, потерял деньги, вся семья без обеда, испортил некую вещь и теперь все живут с этим и все страдают.

Макаренко был убеждён, что личность формируют не воспитатели, а круг общения. Воспитатель может влиять на коллектив, а коллектив, в свою очередь, будет влиять на каждого своего участника.

Вначале Антон Семёнович поделил колонистов на группы, соблюдая в каждой баланс, чтобы число лояльных детей было больше. Когда группа становилась сплочённой, к ней добавляли новичков. Ребята объясняли им местные порядки и ценности на своём языке, а воспитателям оставалось следить, чтобы их объяснения не выходили за рамки цивилизованного общения.

Авторитет воспитателя

"Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?" А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что воспитывать можно только своим примером. Следовательно, воспитатель должен быть авторитетом у ребят. Да, он может быть суровым и даже придирчивым, но если он хорошо разбирается в проблемах дела, если он горит своим делом и действует уверенно, то за ним обязательно пойдут. И наоборот: будь он сколь угодно приветлив и мил, но дела своего не знает, то в ответ от окружающих его ребят, он заслужит только презрение.
Воспитатель должен видеть лучшее в каждом человеке, который есть в его коллективе, и доверять ему изначально и не опускаться до мелочной опеки — иначе тот не сможет вырасти сознательной и свободной личностью.

Справедливость и наказание.

"Наказание — очень трудная вещь. Она требует от взрослых большого таланта и осторожности". А. С. Макаренко

Макаренко не верил в эффективность всепрощения. Он утверждал: хорошие поступки должны поощряться, а за дурные следует наказывать. Но наказание ни в коем случае не должно унижать человеческое достоинство. Единственная его функция — защитить других.

Наказание это обратная связь, и обратная связь, которая должна идти именно от коллектива, которая указывает не только провинившемуся индивиду о злонравии желаемого и способах их реализации, но и должна указывать всем членам коллектива о неприемлемости такого поведения. Именно общественное наказание в коллективе, с публичной "проработкой" виновника, позволяет на Эгрегоральном уровне править психики у всех членов коллектива в сторону добронравия.

Труд как инструмент

"В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще". А. С. Макаренко

По системе Макаренко труд — основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и творческим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для взращивания чувства независимости через получение справедливой оплаты труда для собственных нужд. То есть, очень важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают, но при этом понимали, что именно коллективный труд на общее благо и даёт им намного больше, если бы они трудились поодиночке и только на себя.

Первым делом, Антон Семёнович организовал натуральное хозяйство, чтобы колония могла прокормить себя. А уже через год были открыты первые заводские цеха. В Коммуне имени Дзержинского, которую Макаренко возглавил после работы в колонии, появилось предприятие по производству электродрелей, которые ранее в союзе вообще не производились. Позже завод начал выпускать фотоаппараты «ФЭД» – это сродни, если бы сейчас, группа ребят, на своём предприятии, начали выпускать самые современные смартфоны. Воспитанники Макаренко самостоятельно изготавливали все детали, включая линзы, при производстве которых нужно было соблюдать точность до микрона.

Предприятие было не просто рентабельным: оно приносило государству хороший доход. Ребята получали зарплату на сберкнижку, так что к моменту совершеннолетия становились состоятельными людьми. Кроме того, они приобретали рабочие и организаторские навыки, которые помогали им уже в 16–18 лет становиться бригадирами и начальниками производственных линий.

Труд был обязателен для всех, но вид деятельности каждый воспитанник выбирал сам. Каждый был занят на производстве чего-либо, посещал секцию или кружок (например, участвовал в театральной студии или оркестре) и занимался общественно полезной деятельностью (вплоть до участия в отряде по борьбе с самогоноварением в соседней деревне). Ни от кого не требовали больше, чем было ему по силам, но и безделье не допускалось.

Самоуправление

"Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома". А. С. Макаренко

Макаренко считал, что коллектив должен напоминать семью, в которой младшие учатся у старших, подчиняясь им. При этом он старался создать демократическое сообщество, в котором дети научатся и руководить, и слушаться. Система самоуправления состояла из общего собрания, где выбирали совет командиров, каждый из которых собирал комиссию, отвечающую за разные вопросы (санкомиссия, хозкомиссия и так далее). Макаренко регулярно собирал командиров, советовался с ними, выслушивал их пожелания и через них узнавал о нуждах коллектива.

По сути, дети на практике, с самых первых своих шагов, учились справедливому самоуправлению и самоорганизации. Впоследствии, они на подсознательном уровне не могли для себя представить, варианты, когда без их участия что-либо решалось в их внутренней коллективной среде. При этом воздействия внешней окружающей среды ими воспринимались как воздействия, которое необходимо вовремя выявить. Дать им личную оценку, которую потом надо совместить с общей оценкой при обсуждении, сообща выявить единственно верное решение, которое должно устроить практически всех, после чего оно должно быть неукоснительно исполнено.

Такое положение вещей, вырабатывало гордость и ответственность за свой коллектив, что порождало уверенность в своих силах, защищённость и возможность выражать своё мнение по любому поводу где угодно. Ребята ощущали силу за собой всего коллектива, они знали, что их всегда защитит коллектив в любой ситуации и от этого они могли принимать самостоятельно ответственные решения. Тем самым, ликвидировался животные страх от неудач и боязни наказаний за проявление инициативы. Они знали, что если они будут поступать честно и добронравно по любому вопросу, то коллектив встанет за ними горой.

Целеполагание

"Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации". А. С. Макаренко

Макаренко понимал, что коллективу необходимы как глобальные, так и сиюминутные цели. По его теории перспективных линий, все цели делятся на три вида:

  • Близкие перспективы — достижение этих целей должно приносить радость уже сейчас. Например, залить каток, чтобы повеселиться, катаясь на коньках и даже без них. В процессе исполнения этой цели появятся новые: наладить освещение, поставить скамейки, чтобы кататься стало ещё удобнее.
  • Средние перспективы — радостные события, к которым надо готовиться на протяжении некоторого времени. Например, коллективная поездка на отдых после успешного завершения учебного года.
  • Дальние перспективы, которые затрагивают будущее всего учреждения, при этом это не просто цели, это вектор целей, которые вписаны в будущее всего государства и всего общества людей и одновременно соотносятся с вектором целей каждого участника учреждения.

Дисциплина

"Дисциплина — это не метод и не средство воспитания, дисциплина — это результат воспитания". А. С. Макаренко

Макаренко утверждал, что дисциплина должна быть осознанной. То есть, каждый должен понимать, почему нужно выполнять то или иное действие и как оно помогает всему коллективу. И конечно, она должна быть обязательной для всех — и для воспитанников, и для воспитателей. Бессмысленно требовать от других того, что не делаешь сам.

Дисциплина есть результат воспитательного процесса, результат, прежде всего усилий самого коллектива воспитанников, проявленный во всех областях жизни: производственной, бытовой, школьной, культурной.

В коммуне действовали строгие правила: воспитанники должны были строго исполнять режим дня, вставать в определённое время, умываться, носить установленную форму одежды, содержать в чистоте жилые и рабочие помещения. Ребята учились маршировать строем, танцы, хоровое пение, оркестр, театр и т.д., то есть, любые мероприятия в сообществе с другими ребятами использовались как стимул к дисциплинированности, потому что, без этого невозможно добиться хороших результатов, ни в каком общественном деле. Так как, любой недисциплинированный участник разрушает любой процесс, следовательно, коллектив начинает на него влиять, здесь и встаёт вопрос о самоорганизации и самоуправлении, о чём шла речь ранее.

Эстетика

"Детский коллектив должен жить красиво". А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что грязный и неряшливый человек не может отвечать за свои поступки. Поэтому он и другие воспитатели всегда ходили на работу в лучших костюмах, а одной из первых построек в колонии стала оранжерея, где воспитанники выращивали розы и хризантемы. Позже появились фонтаны, ухоженные газоны и ровные асфальтированные дорожки. Создавая и поддерживая красоту вокруг себя, ребята учились ценить её, и старые привычки, вроде плевков на пол и сквернословия, отмирали сами собой.

Игра

"Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет". А. С. Макаренко.

При всей вере в эффективность трудового воспитания, Макаренко призывал не спешить отрывать детей от игр. Ведь, играя, ребёнок познаёт мир, учится взаимодействовать с предметами, материалами, другими детьми, следовать правилам и проявлять творческую индивидуальность. Смущавшие многих «военные» порядки в заведении Макаренко, на самом деле были игрой — все построения, марши, салюты как армейский атрибут отдания чести, обязательное повторение распоряжения подчиненным после его отдачи командиром, типа – «есть, товарищ командир», не навязывались насильно. Всё это делалось весело, быстро, с некой искрой вдохновения и радости. Дети охотно принимали эти правила, чтобы чувствовать себя взрослее, серьёзнее и значительнее.

Для ребят, их коммуна, должна быть большой семьей, в которой есть справедливые правила и чёткие разграничения ролей и при этом они постоянно играют в разные интересные игры, которые являются отражением взрослого добронравного общества.

Задача воспитателя

Задача воспитателя сводится именно в организации всего, о чём говорилось выше, через свой авторитет посредством советов, подсказок и имеющихся у него всевозможных ресурсов. При этом он не должен прямолинейно командовать и распоряжаться, воспитывая через нравоучение и принуждение к исполнению неких правил поведения у отдельных личностей. Всё это должен делать сам коллектив. Его задача, очень умело, опираясь на первую группу интересов и формируя образ более высоких форм, делать так, чтобы коллектив сам взращивал более высокие интересы у ребят.

По сути, любой человек начинает любые действия исходя из имеющихся у него интересов, поэтому, именно воспитатель должен изначально заинтересовать некое ядро коллектива, в чём либо, исходя из уже существующих интересов. Следовательно, он должен определить имеющиеся интересы и подобрать целеполагания для их роста, развивая одни и блокируя те, которые несут явно злонравное направление, опираясь на нижний список существующих групп (иерархических уровней) интересов в порядке роста долговременной значимости:

1) Интересы исключительно единоличные (потребительски-бытовые и гедонистические, то есть, удовлетворения своих животных желаний и потребностей).
2) Интересы семейно-бытовые (желание иметь семью, детей, жилище и их защиту).
3) Интересы узкопрофессиональные, по сути финансовые (поскольку удовлетворение интересов первых двух уровней необходимо финансировать, и финансирование должно быть устойчивым – грубо говоря, ДЕНЬГИ).
4) Интересы обусловленные классовой принадлежностью (это интересы того классового уровня, на котором индивид находится, интересы олигархов если он олигарх, интересы государственных служащих как некой бюрократической системы, интересы от некой интеллигенции, интересы некой элиты в разных формах, интересы трудящихся и т.д.).
5) Интересы обусловленные национальной принадлежностью (разные этнические диаспоры, националисты, нацисты, или справедливая дружба народов).
6) Интересы обусловленные конфессиональной принадлежностью (разнообразные религиозные сообщества или прямое общение с Всевышним).
7) Интересы общегосударственного масштаба (патриоты некого государства).
8) Интересы регионально-цивилизационного масштаба (интересы, выражающиеся через некую этику и нравственность неких регионов, Западная цивилизация, Восточная, Русская цивилизация – с основой в виде справедливости).
9) Интересы Глобально-Цивилизационного масштаба. Интересы мировоззренческого уровня. К примеру, интересы индивидов осуществляющих текущую глобализацию порабощения всех народов планеты Земля на основе разнообразных форм несправедливости и эксплуатации. И альтернатива этому, интересы индивидов, осуществляющие справедливую и добронравную глобализацию для всех народов земли на основе отсутствия разногласий со всеми шестью объективными закономерностями. При этом, делая всё, для развития заложенного творческого потенциала каждого человека через взращивание Воли под диктатурой Совести.

Именно через коллективные творческие дела сообща, развиваются необходимые интересы. Т.е если подобрать дела на самом высоком уровне интересов, то естественно это и будет развиваться, давя низкие интересы, впоследствии именно на основе высоких уровней интересов и взращивается строй психики "Человек"

Ещё раз. Воспитывает не воспитатель – воспитывает коллектив исходя из совместного творчества по реализации конкретных дел на основе объединения необходимых интересов. Так как, для удачного реализации задуманного, как раз в коллективе и должны взращиваться и насаждаться необходимые нравственные основы добронравия, без чего невозможно достижения реальных целей. То есть, нельзя, к примеру, в молодёжном коллективе, совместно изготовить новый беспилотный летательный аппарат, если в коллективе лидирующее большинство желает удовлетворять лишь свои потребности в животных удовольствиях, если они хотят только веселиться и отдыхать. В таком коллективе обязательно будут воровать и обманывать, если через некие механизмы не установить жёсткую дисциплину с последующей самоорганизацией и ответственностью и не развивать другие интересы через развитие творческого потенциала через Волю подчинённую диктатуре Совести.

См. дополнительные пояснения

Словарь:

/См. слово Воспитание/

/См. слово Учитель Педагог/

/См. слово Образование/

Текст в курсе:

/4.2. Зачем править психику/

Литература:

/7136_Педагогическая поэма_Макаренко/

/7137_Сoбрaние сoчинeний Мaкaренкo/

/7134_Воспитать Коллективистов/

/7138_Макаренко как гений педагогики/

Видео:

/891_ Педагогическая поэма. Макаренко/ - аудио книга

/8124_Макаренко_Методика организации воспитательного процесса/

/881_Интересы как исток всего/

/8118_Воспитанник Макаренко от первого лица 1983/

/8119_Макаренко и его технологии_Богуславский/

/8125_Высшая школа Социализма от Макаренко_коротко/

/8123_Самоуправление в коллективе метод Макаренко/

/8129_Синергия пример коротко/

/8150_Слободчиков о своём детдоме по Макаренко у Калабалина/

/8156_Два слова в студии о Макаренко/

/920_Путь по которому мог пойти СССР/

Смотри в Интернете
Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области

Воспитать коллективистов /http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivavos.html/

 

Следующая страница ➤

 

Responsive image

Данилёнок Вадим Евгеньевич
С этого места Вы можете бесплатно скачать книгу по материалам сайта и выразить благодарность автору по указанной ссылке
СКАЧАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО
или нажав на верхнюю картинку

* * * * * * * * *